Презентация на тему археологические открытия месопотамии. Презентация по истории "месопотамия"

Древняя
Месопотамия
МЭМТ
Гр. МО-15-1\9
1-7чел.

«Месопотамия» – значит «Земля между реками» (между
Евфратом и Тигром).

Месопотамия – страна, где около IV тыс. до н. э. возникла
древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25
веков, начиная с времени создания письменности и кончая
завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.
Южное Двуречье. Пиктографические надписи.

Теперь под
Месопотамией
понимают в основном
долину в нижнем
течении этих рек,
причем
присовокупляют к ней
земли к востоку от
Тигра и к западу от
Евфрата. В целом
регион совпадает с
территорией
современного Ирака.
Ирак.

Месопотамия была
заселена народами,
говорившими на
языках семитской
семьи. Это аккадцы,
вавилоняне,
ассирийцы.
Стела из Нарам -Сина,
сооруженная во второй
половник III тыс. до н. э. в
честь победы Аккада над
Эламом.

Все эти три народа
объединяются по
лингвистическому
принципу под
названием «аккадцы».
Бронзовая голова знаменитого
Саргона Аккадского,
изготовленная во второй
половине III тыс. до н.э.

Другими семитскими
народоми были
амориты и амореи
(самоназвание
«сутии», то есть
потомки легендарного
праотца Суту; он же
Сиф в синодальном
переводе Библии, Шет
в еврейских текстах),
которые стали
постепенно проникать
в Месопотамию в
начале III тыс. до н.э.
Адам и Ева

Библия Гутенберга
Сиф - третий сын
Адама и Евы.
«И познал Адам еще
жену свою, и она
родила сына, и
нарекла ему имя: Сиф,
потому что, говорила
она, Бог положил мне
другое семя, вместо
Авеля, которого убил
Каин.»
(Быт.4:25)

В первой половине II тысячелетия до н. э. произошло
объединение почти всей долины Двуречья вокруг города
Вавилона. Экономическая необходимость, в том числе
необходимость ведения единого ирригационного
хозяйства в масштабе всей долины Двуречья, определяла
и необходимость политического объединения страны.
оттиск цилиндрической печати из Месопотамии (эпоха Урука)

Вавилон был расположен на берегу Евфрата.

Первое упоминание о Вавилоне содержится в
надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до
н. э.).
Оттиск печати времени царя Шаркалишарри

В XXII веке до н. э.
Вавилон был
завоёван и
разграблен Шульги,
царём шумерского
государства Ура,
подчинившего себе
всю Месопотамию.
Шумерская богиня

Племена аморейцев в
течение XX в. до н. э.
стали образовывать в
Междуречье
независимые царства.
Эбби II, правитель города
Мари. Алебастр. Храм
Иштар

В 1895 г. до н. э.
аморейским вождем Сумуабумом было создано
одно из таких царств с
центром в Вавилоне. В
ходе активных войн между
государствами
Месопотамии к 1800 г. до
н. э. Вавилон стал
центром юга страны,
подконтрольного царству
Ларса.
Список царей ларсы, 39-й год
правления Хаммурапи.

Смерть царя ШамшиАдада I-го, правившего
огромной державой,
включавшей в себя
Верхнюю
Месопотамию,
позволила
вавилонскому царю
Хаммурапи начать
присоединение
разрозненных царств.
Изображение вавилонского царя
Хаммурапи. XVIII век до Р.Х.

Образование Вавилонского
царства

Дворцы Ниневии

За 1764-1756 гг. до н.
э. были завоеваны
Элам, Мари, Ашшур,
Эшнунна, Сузиана -
образовалась единая
общемесопотамская
держава.
Молящийся человек
царю Хаммурапи.
Скульптура, бронза и
золото.

Самым знаменитым
памятником этой
эпохи стали Законы
Хаммурапи.
ХАММУРАПИ, ЦАРЬ
ВАВИЛОНА
получает от бога
Солнца свод законов.

Законы царя Хаммурапи
Доска
клинописная VI
закон Хаммурапи,
18 в. до н.э.
Если человек причинит смерть
чужому волу, он должен отдать
вола за вола. Если человек убьет
раба, он должен отдать раба за
раба...
Если человек ударит по щеке
равного, он должен заплатить
штраф. Если человек ударит по
щеке высшего, должно ударить его
60 раз плетью из воловьей кожи...
Кто достояние Бога или Дворца
украл, тот должен быть убит, и кто
украденное из его рук принял, тот
тоже должен быть убит…

Черный столб из базальта с
текстом «Законов» был найден
в 1901 - 1902 гг. французскими
археологами в Сузах (столице
древнего Элама).

Текст частично поврежден: часть
лицевой стороны столба была
выскоблена. Очевидно, эламиты
захватили столб с «Законами» во
время одного из своих набегов на
Месопотамию и вывезли в свою
столицу, а эламский царьпобедитель приказал стереть
часть текста, чтобы начертать на
освободившемся месте победную
надпись.
Стела с законами Хаммурапи из Суз.

В верхней части лицевой стороны
изображен сам Хаммурапи,
молящийся «судье богов»,
покровителю справедливости и
солнечному богу Шамашу, который
вручает ему законы.

Вся остальная часть столба
была с обеих сторон заполнена
клинописным текстом,
состоящим из трех частей:
введения, собственно законов и
заключения. Непрерывно
записанный текст законов
условно делится
исследователями на
282 первоначальные статьи, из
которых 35 были стерты, а 247
сохранились.
Стела с законами Хаммурапи из Суз.

Недостающие статьи частично
восстанавливаются по
фрагментам копий «Законов»,
записанных на глиняных
табличках, которые были
обнаружены в тех же Сузах и
других местах, особенно в
знаменитой Ниневийской
библиотеке Ашшурбанипала.
Стела с законами Хаммурапи из Суз.

Библиотека
Ашшурбанипала
Библиотека царя Ашшурбанапала в Ниневии была
обширной, состояла из глиняных книг. Когда таблички
попадали в царскую библиотеку, на них ставили штамп
«Дворец Ашшурбанапала, царя вселенной, царя Ассирии».
Затем таблички расставляли по разделам: в одних ящиках
лежали книги по языку, в других – по математике, в третьих –
по истории.
Иногда содержание книги не умещалось на одной табличке,
приходилось писать продолжение. Тогда в текст следующей
страницы заносилась фраза из предыдущей. В самом низу
таблички писцы оставляли пометку: «Согласно древнему
подлиннику списано и сверено».

Библиотека
Ашшурбанипала
Книги в библиотеке были самого разнообразного
содержания: по медицине, математике, сельскому
хозяйству, религии, литературе и т.д.Там хранились
древние тексты эпоса о Гильгамеше.
В 612 г. до н.э. при пожаре дворца, во время разрушения
Ниневии, вся библиотека оказалась засыпана землей
и пеплом. Но глиняные книги не сгорели в огне, а только
стали крепче. 2500 лет пролежали они в песке и земле,
пока их не нашли археологи. Они-то и открыли миру
глиняные памятники.

Глиняная табличка с клинописью

Царь Ашшурбанипал совершает жертвенное возлияние на
мертвых львов. Перед царем находится стол для курения
ладона.

Царь следил за исправной
работой каналов. Около
столицы был построен канал
огромных размеров.
Среди законов была статья о
защите земледельцев от
разорения.
Стела с законами Хаммурапи из Суз.

Письмена на глиняных
табличках
В Двуречье до сих пор находят
Глиняная табличка
с образцом
клинописи.
глиняные таблички покрытые
клинописью.
Клинопись - это система
письма, при которой знаки
выдавливаются тростниковой
палочкой (стилом) на табличке
из сырой глины. Каждый знак
обозначал слово, но были
сочетания знаков передающие
звуки.
Клинопись состояла из сотен
знаков и ее учили с огромным
трудом.

Во главе школы, где проходило обучение стоял уммиа
(знающий человек, учитель), который именовался также «отец
школы». Ученики назывались «сыновьями школы», а
помощник учителя -«старшим братом». В его обязанности, в
частности, входило изготовление каллиграфических табличекобразцов, которые потом переписывали ученики.

Он же
проверял
письменные
задания и
заставлял
учеников
рассказывать
выученные
ими уроки.

В найденных клинописных
текстах приводятся длинные
списки названий деревьев и
тростников, всевозможных
живых существ (животных,
насекомых и птиц). Названия
стран, городов и селений,
камней и минералов. Подобные
списки свидетельствуют о
значительной осведомленности
шумеров и вавилонян в области
«ботаники», «зоологии»,
«географии» и «минералогии».
Клинописная табличка

Табличка для счета.
В Двуречье появились
знаки для цифр - в
начале пастухи,
считая скот, оставляли
камни, а затем
заменили их
вмятинами в глине.
Позднее они
превратились в
клинописные знаки.
В основе счисления
лежала цифра 60.

Шумерская система счисления
Вавилонская десятеричная / шестидесятеричная
система счисления
Числа менее 60 обозначались с помощью двух знаков:
для единицы, и
для десятка.
Наклонный клин играл роль нуля.
Это запись числа 7203
(2*60*60+3).

На табличке записано число
104.857.600.000.000.000.000

Развитие ремёсел и науки
Орошение полей в Междуречье было сложным делом. Когда
по каналам поступало слишком много воды, она
просачивалась под землю и соединялась с подземными
грунтовыми водами, а они в Междуречье солёные.

Евфрат в районе между современным Багдадом и древним
Вавилоном

В результате снова соль вместе с водой выносилась
на поверхность полей, и они быстро портились;
пшеница на таких землях вообще не росла, да и
рожь с ячменём давали невысокие урожаи. В конце
концов засоленные поля просто забрасывали или же
пасли на них овец.

Около 4000 г. до н. э. в Шумере развивается техника плавки
золота и меди. Около 3400 г. до н. э. в Шумере изобретено
колесо, а ассирийцы создали боевые колесницы.

Развитие ремёсел и науки
Солнечные часы
Вавилоняне первыми
придумали солнечные
часы: небольшой
стержень стали
укреплять на плоской
доске (или полушарии),
разграфленной
линиями,- это был
циферблат солнечных
часов, а тень от стержня
служила часовой
стрелкой.

В медицине большую роль играло гадание по внутренностям
животных, в частности рассматривание печени жертвенных
животных (главным образом овец).

Развитие ремёсел и науки
Глиняная модель
печени, разделенная на
дольки. Вавилон.
До нашего времени дошли
глиняные и бронзовые модели
печени, разделенные чертами
на части; на каждой части
имеется текст, служащий
руководством к предсказанию
по состоянию данной части
печени. По таким моделям
печени обучались будущие
жрецы-врачи в
принадлежавших государству
медицинских школах, которые
существовали в Вавилоне.

Шумеры и
вавилоняне
замечательные
градостроители и
архитекторы.
Вавилон. Вид города
из-за реки Евфрат.
Реконструкция по
А. Парро

Города из глины и кирпичей
Основным
материалом в
строительстве
была глина, из
которой делали
кирпичи.
Кирпич сушили на
солнце, поэтому
крепостные стены
делали очень
широкими.
Возведение крепостных

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Шумерские города государства (III тыс. до н.э.) Аккадское царство (XXIV–XXII вв. до н.э.) Шумеро-Аккадское царство (XXII–XX вв. до н.э.) Старовавилонское царство (XIX–XVI вв. до н.э.) Ассирия (XXIV-VII вв.до н.э.) Нововавилонское царство (конец VII-VI вв.до н.э.) ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

3 слайд

Описание слайда:

На рубеже IV–III тыс. до н.э. в южной части Месопотамии возникают отдельные города-государства. Они напоминали египетские номы, население городов не превышало несколько десятков тысяч человек. ШУМЕРСКИЕ ГОРОДА - ГОСУДАРСТВА

4 слайд

Описание слайда:

Народ, который основал эти города, получил названия шумеры. Они пришли из региона, связанного с Персидским заливом. Шумерские мифы утверждали, что прародиной их был остров Дельмун (сегодня это Бахрейн).

5 слайд

Описание слайда:

Большинство горожан занимались земледелием на пригородных полях, но уже были целые кварталы ремесленников- гончаров, кузнецов. Правителем города был эн – верховный жрец главного городского храма, или предводитель главного городского ополчения – лугаль. Шумеры изобрели клинописное письмо, колесо, соху, серп и гончарный круг. Научились варить пиво, делать кирпичи, строить оросительные каналы и вести учет государственных доходов.

6 слайд

Описание слайда:

Существуют гипотезы о том, что шумеры имели связи с Древнеиндской цивилизацией, существовавшей чуть позже. Однако существует множество различий в культуре шумер и жителей Индской цивилизации Цилиндрическая печать шумеров Особенностью шумер было использование цилиндрических печатей. Такие печати вырезались из камня и прокатывались по сырой глине, оставляя непрерывный след, который все время повторялся.

7 слайд

Описание слайда:

Шумеры считаются создателями лунного календаря. Они также создали свою систему времясчисления. Продолжительность года в легендарном календаре Двуречья, состоявшего из 12 «лун», или «месяцев» длительностью 29,5 суток каждый, составляла всего 29,5х12 равно 354 дня, т.е. была значительно короче солнечной. Истинной величины продолжительности года шумерские жрецы еще не знали. Очевидное расхождение природного и календарного циклов требовало введения соответствующей коррекции. Она эпизодически осуществлялась посредством введения в хронограф 13 месяца и проводилась с учетом весеннего разлива рек, связанного с солнечным круговоротом в природе. Так постепенно складывался календарь, в котором основное значение имел счет по Луне с приведением его в соответствие циклу Солнца.

8 слайд

Описание слайда:

Такие города, как Ур, Урук, Лагаш, Умма, Ниппур, Исин,в настоящее время изучены учеными. В этих городах немного археологических памятников. Шумеры возводили ступенчатые жертвенники, которые назывались зиккурат – типичное для культуры Месопотамии сооружение в виде ступенчатой пирамиды, имевшее сакральное назначение (на его вершине приносились жертвы богам).

9 слайд

Описание слайда:

Интерес представляет город Урук, в котором в XXVII–XXVI вв. до н.э. правил царь Гильгамеш. Именно ему посвящен древнейший дошедший до нас литературный памятник – эпос о Гильгамеше. Города стояли на берегах каналов, по которым плавали на лодках. Все храмы, дворцы, дома строили из глиняных кирпичей. Дерева в Двуречье было мало и его приходилось добывать в далеких горах.

10 слайд

Описание слайда:

«Эпос о Гильмеше» изложен на 12 глиняных табличках. По мере развития сюжета образ Гильмеша меняется. Сказочный герой-богатырь, похваляющийся своей силой, превращается в человека, познавшего трагическую краткость жизни. Могучий дух Гильмеша восстает против признания неизбежности смерти; лишь в конце своих странствий герой начинает понимать, что бессмертие может принести ему вечная слава его имени.

11 слайд

Описание слайда:

АККАДСКОЕ ЦАРСТВО В конце XXIV века до н.э. территория шумер была завоевана северомесопотамским государством Аккад.

12 слайд

Описание слайда:

Аккадский царь Саргон завоевал многочисленые города-государства шумеров и включил их в состав своей единой империи.

13 слайд

Описание слайда:

Шумеры и аккадцы представляли собой разные этносы, у них были разные нормы и обычаи. Необходимо было их согласовать. Именно в это время в Месопотамии появляется идея создания единых общих норм, с которыми могли бы ознакомиться все жители этого государства. Таким образом, возникло древнейшее аккадское законодательство.

14 слайд

Описание слайда:

Однако государство Саргона просуществовало недолго и вновь распалось на ряд городов-государств, к которым добавился город Аккад и несколько подобных ему поселений.

15 слайд

Описание слайда:

Независимые правители этого региона должны были осуществлять свою законную власть. Сохранились изображения таких правителей, например, изображение лагашского царя Гудеа. О могуществе Гудеа свидетельствуют сообщения, что ему повиновалось 60 сар (216 тысяч) полноправных граждан (очевидно, включая жителей соседних зависимых городов), против 10 сар (36 тысяч) при Уруинимгине. Гудеа слил все храмовые хозяйства отдельных богов в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу.

16 слайд

Описание слайда:

Ярким выражением централизаторских устремлений Гудеа была его храмостроительная политика. Ради этого ввёл новые налоги на все население и новые повинности: к строительным работам при нём привлекались иногда даже женщины. Правил Гудеа около 26 лет и был в зависимости от жрецов и оракулов; это была настоящая теократия. В правление Гудеа достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т. п.

17 слайд

Описание слайда:

Около 2100 года до н.э. в городе Уре правил царь Ур-Намму. Его правление заняла не столь продолжительное время (около 15 лет) именно при нем были созданы первые дошедшие до нас законы, имевшие системный, а не фрагментарный характер – законы Ур-Намму Фрагмент стелы Ур-Намму

18 слайд

Описание слайда:

Династия, к которой он принадлежал, получила название III династия Ура, и ей удалось объединить под своим началом всю страну. Но возвышение Ура было временным и уже в XX веке начинается постепенный процесс возвышения другого государства – Вавилона (ворота Бога).

19 слайд

Описание слайда:

Огромную роль сыграла завоевательная политика правителей Вавилона. Во времена царя Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.) Вавилон объединил под своим началом большую часть Древней Месопотамии. Именно при этом царе были приняты самые известные восточные законы, сохранившиеся до наших дней, – законы Хаммурапи Стела с законами царя Хаммурапи

20 слайд

Описание слайда:

В 1595 году до н.э. Вавилон был захвачен племенами хеттов. Начинается долгий и тяжелый период упадка Древней Месопотамии.

21 слайд

Описание слайда:

Ассирия. Большую роль в процессе объединения Месопотамии сыграла Ассирия. Во второй половине VIII века до н.э. асирийцам удалось создать централизованное государство – первое государство имперского типа в истории человечества.

22 слайд

Описание слайда:

Благодаря новшествам в технике было позволено кормить большую армию и чиновничий аппарат. Стали возможны крупномасштабные завоевания.

23 слайд

Описание слайда:

Сравним раннюю и позднюю древность Экономические отношения для ранней древности характерна большая роль общины и коллективное использование земель В эпоху поздней древности преимущественно происходит распад общинной земельной собственности, распространение частной собственности на землю (с согласия государства), падение роли общины и рост индивидуализма.

24 слайд

Описание слайда:

Формы государства В ранней древности было характерно номовое государство(город-государство) и территориальное царство. В эпоху поздней древности утверждается империя – крупное относительно централизованное государство, проводящее активную внешнюю политику.

25 слайд

Описание слайда:

Религиозные различия Ранняя древность – это период политеизма (многобожия), децентрализованных родоплеменных религий. Поздняя древность – это период монотеизма (единобожие), этический характер религии, а также появление мировых религий.

26 слайд

Описание слайда:

Х Для ранней древности характерно было патриархальное рабство (раб – человек), нередко временный характер рабства. В эпоху поздней древности господствует классическое рабовладение (раб – вещь). Характер рабовладения

27 слайд

Описание слайда:

Своего культурного расцвета Ассирия достигает во время правления царя Ашшурбанапала (669–627 гг. до н.э.). При нем была построена новая ассирийская столица – город Ниневия. Ашшурбанипал В последние годы правления Ашшурбанипала начинается постепенный закат Ассирийского государства. После того как создается союз многочисленных городов, находившихся в подчинении у Ассирии, ассирийская армия начинает терпеть поражения. В 612 году была взята Ниневия, а окончательный разгром Ассирии относится к 609 году до н.э. – битва при Харране.

28 слайд

Описание слайда:

После того, как Ассирия как государство закончила существовать, вновь начинается возвышение Вавилона. НОВОВАВИЛОНСКОЕ ЦАРСТВО














1 из 13

Презентация на тему: МЕСОПОТАМИЯ

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

История возникновения Месопотамия- также Двуре чье - область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армении на севере, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. В начале III тыс. до н. э. на территории южной Месопотамии сложилось несколько небольших городов-государств, среди которых шумерские города. Они были расположены на естественных холмах и окружены стенами. В каждом из них жило приблизительно 40-50 тыс. человек.

№ слайда 3

Описание слайда:

Периодизация Шумеро-аккадская цивилизация(5900-2000 гг. до н. э.): -убайдийский период - 5900-4000 гг. до н. э. -урукский период - 4300-3000 гг. до н. э. -раннешумерский период - 3000-2350 гг. до н. э. -аккадийский период - 2350-2150 гг. до н. э. -неошумерский период - 2150-2000 гг. до н. э. Вавилонская цивилизация(Древневавилонское царство 1894-1595 гг.до н. э.) Ассиро-вавилонская цивилизация(XV в.-300 г. до н. э.) -среднеассирийское царство - XV-XI вв. до н. э. -нововавилонское царство - VII-VI вв. до н. э.

№ слайда 4

Описание слайда:

Язык В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э., жили семиты. Язык семитских племён, поселившихся в Месопотамии, назывался аккадским. В южной Месопотамии семиты говорили на вавилонском, а к северу, в средней части долины Тигра, - на ассирийском диалекте аккадского языка. В течение нескольких веков семиты жили рядом с шумерами, но затем стали продвигаться на юг и к концу III тыс. до н. э. заняли всю южную Месопотамию. В результате этого аккадский язык постепенно вытеснил шумерский. Однако последний оставался официальным языком государственной канцелярии ещё в XXI в. до н. э., хотя в быту он всё больше заменялся аккадским. С древнейших времён на севере Месопотамии жили хурритские племена. Во II тыс. до н. э. хурриты заимствовали аккадскую клинопись, на которой они писали по-хурритски и по-аккадски. К началу I тыс. до н. э. арамеи почти полностью ассимилировали хурритское и аморейское население Сирии и Северной Месопотамии.

№ слайда 5

Описание слайда:

Письменность В культуре древней Месопотамии письменности принадлежит особое место: изобретённая шумерами клинопись. Письменные знаки наносились заостренной палочкой на влажные глиняные плитки, или таблички. Глиняная табличка, испещрённая клинописными значками, могла бы служить таким же символом Двуречья, каким для Египта являются пирамиды. Полагают, что в ранней пиктографической письменности было свыше полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый знак означал слово или несколько слов. Самые древние письменные сообщения представляли собой своеобразные ребусы, однозначно понятные только составителям и лицам, присутствовавшим при записи. Однако долгое время никто не предпринимал попыток расшифровать их, пока в 1802 г. немецкий учитель Георг Гротефельд не высказал предположения, что таблицы содержат персидский текст. Всего ему удалось идентифицировать десять клинописных знаков. Начало было положено.

№ слайда 6

Описание слайда:

Религия В идеологической жизни Древней Месопотамии господствующая роль принадлежала религии. Каждый шумерский город почитал своего бога-покровителя. Кроме того, были боги, которые почитались по всему Шумеру, хотя для каждого из них были и свои особые места поклонения, обычно там, где возник их культ. Кроме божеств, жители Месопотамии почитали также многочисленных демонов добра и стремились умилостивить демонов зла, считавшихся причиной разнообразных болезней и смерти. Против злых духов стремились спастись также с помощью заклинаний и специальных амулетов. Все эти демоны изображались в виде полулюдей, полуживотных.

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

Культовые постройки Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н. э. были, так называемые, “Белый храм” и “Красное здание” в Уруке. Прямоугольные в плане, лишенные окон, со стенами, расчлененными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании - мощными полуколоннами, сооружения эти четко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Белый храм получил свое название за побелку стен, Красное здание было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожженных конусообразных гвоздиков “зигатти”, шляпки которых окрашены в красный, белый и черный цвета. Видимо, подобием гор с которых людям явились боги, были и древнейшие ступенчатые башни - зиккураты, возникшие в Шумере в 3-м тыс. до н. э. Они состояли из нескольких площадок. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем - “жилищем бога”. Строившиеся обычно при храме почитаемого божества, эти башни впоследствии на многие тысячелетия сами превратились в главные храмы, центры науки. Площадь огромной усеченной трапеции занимает 65 х 43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров, т. е. равняется современному семиэтажному дому.

№ слайда 9

Описание слайда:

Искусство В древней Месопотамии распространение получили скульптура и художественные промыслы. Искусство шумеров, древнейшего народа Земли, повлияло на всю культуру Древнего Востока. Керамика. Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест. Шахматные поля – горы. Особенности архитектуры Двуречья во многом объясняются природными условиями. На данной территории не было леса и камня, поэтому основным строительным материалом стал кирпич-сырец. Даже храмы и дворцы строили из сырца. Иногда здания облицовывались обожженным кирпичом, отделывались привозным камнем и деревом.

№ слайда 10

Описание слайда:

На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И этот пейзаж отражается в озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея поразило другое открытие - `Дорога смерти`, или, `Дорога для процессий бога Мардука`. Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, и вела сначала к воротам богини Иштар, а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Пространство между каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: `Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!`. На равнине возвышаются могучие стены с сотнями башен, покрытые зелеными и голубыми плитками. В центре столицы возвышается самое высокое сооружение между Евфратом и Тигром - легендарная Вавилонская башня. И этот пейзаж отражается в озере, которое защищало от нападения и без того неприступные стены. Водная система давала возможность в случае опасности затопить равнину вокруг Вавилона. Но еще больше, чем крепостные стены, Кольдевея поразило другое открытие - `Дорога смерти`, или, `Дорога для процессий бога Мардука`. Дорога шла от берегов Евфрата и Больших ворот к главному храму Вавилона - Эсагиле (святилищу с высокой башней), посвященному богу Мардуку. Эта дорога 24-метровой ширины была ровной, и вела сначала к воротам богини Иштар, а оттуда вдоль царского дворца и зиккурата - к святилищу бога Мардука. Пространство между каменными плитами и матовым мощением было залито черным асфальтом. На нижней стороне каждой плиты было выбито клинописью: `Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О великий владыка! Даруй вечную жизнь!`.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Литература Самым выдающимся памятником шумеро-вавилонской словесности, по мнению современных исследователей, является аккадский "Эпос о Гильгамеше", в котором повествуется о поисках бессмертия и ставится вопрос о смысле человеческого существования. Найден целый цикл шумерских поэм о Гильгамеше. Огромный интерес представляют старовавилонская "Поэма об Атрахасисе", повествующая о сотворении человека и всемирном потопе, и культовый космогонический эпос "Энума элиш" ("Когда вверху…"). Широко распространён в мировом фольклоре и мотив полёта человека на орле, впервые встречающийся в аккадской "Поэме об Этане". Шумерские "Поучения Шуруппака" (середина III тыс. до н. э.) включают ряд пословиц и сентенций

№ слайда 13

Описание слайда:

Достижения Множество источников свидетельствуют о высоких астрономических и математических достижениях шумеров, их строительном искусстве (именно шумеры построили первую в мире ступенчатую пирамиду). Они авторы древнейшего календаря, рецептурного справочника, библиотечного каталога. Вавилоняне внесли в мировую культуру позиционную систему счисления, точную систему измерения времени, они первыми разделили час на 60 минут, а минуту на 60 секунд, научились измерять площадь геометрических фигур, отличать звезды от планет и посвятили каждый день ими же придуманной семидневной недели отдельному божеству (следы этой традиции сохранились в названиях дней недели в романских языках). Оставили вавилоняне потомкам и астрологию, науку о предполагаемой связи человеческих судеб с расположением небесных светил.




Около 3000 года до н.э. народности Месопотамии уже знали письмо и умели читать. Нацарапанные на камне, выдавленные в глине первоначальные пиктограммы постепенно заменялись сложными геометрическими знаками. Писцы заостренной тростниковой палочкой чертили на мягкой глине; получавшиеся при этом знаки, похожие на клин, означали целое слово, или слог.







Энки("владыка земли") - одно из главных божеств; он хозяин подземного мирового океана, пресных вод, всех земных вод, а также бог мудрости и владыка божественных сил.


Ут-Напишти ("нашел дыхание"), в мифологии единственный человек, обретший бессмертие.


Уту-Шамаш ("день", "сияющий", "светлый"), в шумерской мифологии солнечный бог.В ежедневном странствии по небу Уту-Шамаш вечером скрывался в подземном мире, ночью принося мертвецам свет, питье и еду, а утром снова выходил из-за гор. Уту почитали и как судью, хранителя справедливости и истины.


Иштар ("богиня"), в мифологии центральное женское божество, богиня плодородия, плотской любви, богиня войны и распри, астральное божество, олицетворение планеты Венера.


В становлении месопотамской цивилизации особую роль играли храмы. В Месопотамии храм был не только местом, где поклонялись богам, совершали жертвоприношения и другие культовые действия,но это было и общественное хранилище зерна и продуктов. В такие амбары жители селения ссыпали часть зерна, создавая общий запас на случай какого-нибудь бедствия. Хранилище считалось священным, ведь там лежал хлеб основа жизни, а значит, должны были пребывать и благие божественные силы: «дух зерна» и прочие божества, от которых зависят жизнь и изобилие. В этом амбаре и вокруг него совершались важные обряды, связанные с внесением в хранилище нового урожая, с началом сева и другими сезонными праздниками. У древнейших земледельцев амбар и святилище были, неотделимы друг от друга, и это двуединство религиозных и хозяйственных функций храма сохраняется на протяжении всей месопотамской истории. жертвоприношения культовые

Презентацию на тему "Месопотамия" (10 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: География. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 15 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Месопотамия

Выполнил ученик Лицея№2 10 «фм» класса Петров Кирилл

Слайд 2

Одно из древнейших государств

Месопота́мия (Просуществовала ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н. э.) - историко-географический регион на Ближнем Востоке, расположенный в долине двух великих рек - Тигра и Евфрата. Современные государства, включающие земли Месопотамии - Ирак, Сирия, Турция. В научной литературе встречаются альтернативные обозначения региона - Двуре́чье и Междуречье, в которые вкладывается различный смысл. Месопотамия - родина одной из древнейших цивилизаций в истории человечества - Древней Месопотамии.

Слайд 3

«Месопотамия» - топоним древнегреческого происхождения, переводящийся как «страна/земля между двух рек», «междуречье». Термин возник, когда Александр Македонский создал сатрапию с таким названием в составе своей державы. Новая административно-территориальная единица была сформирована из земель ахеменидских сатрапий, прежде всего Вавилонии и, вероятно, Заречья. Нижняя Месопотамия в древнейших письменных источниках называлась «Шумером и Аккадом»; она делилась на две части: собственно Шумер - в низовьях Тигра и Евфрата и Аккад - выше по течению. Впоследствии на область Аккад и часть Шумера распространилось название «Вавилония»; другая часть Шумера и новые земли, образовавшиеся в результате отступления вод Персидского залива стали упоминаться как «Приморье», а с начала I тыс. до н. э. - Халдея; с времён поздней античности имя «Вавилония» стало общим обозначением этих земель. В Средние века закрепилось арабское название Нижней Месопотамии - «Ирак».

Этимология

Слайд 4

География

Месопотамия ограничена на севере Армянским нагорьем, на юге - Персидским заливом, на западе - Аравийской платформой, на востоке - предгорьями Загроса. Иногда выделяют Большую Месопотамию, охватывающую весь современный бассейн Тигра, Евфрата и Каруна. Внутри региона выделяется две области - Северная и Южная Месопотамия; условная граница между ними проходит по линии городов Хит - Самарра. Месопотамия - каменистая, песчаная равнина, понижающаяся к югу. Основные реки - Евфрат, Тигр и их притоки - Хабур и Балих, Большой и Малый Заб, Дияла. Главные продукты - нефть и чернильные орехи. Культивировались маслины, в некоторых местах распространена финиковая пальма. Из животных встречаются львы, газели, страусы.

Река Ефрат

Руины на реке Тигр

Слайд 5

Доисторические культуры.

Месопотамия демонстрирует не только то, как и почему возникает собственно исторический период, но и то, что происходило в переломный предшествующий период. Человек обнаружил прямую связь между посевом и жатвой ок. 12 тыс. лет назад. Ближний Восток усеян следами раннеземледельческих поселений. Одна из древнейших деревень обнаружена в предгорьях Курдистана. Поселение Джармо к востоку от Киркука - пример применения методов примитивного земледелия. Следующий этап представлен в Хассуне близ Мосула архитектурными сооружениями и глиняной посудой. На смену хассунанскому этапу пришел быстро развившийся халафский, получивший название от поселения на Кабуре, одном из крупнейших притоков Евфрата.

Поселение Джармо

Слайд 6

Техника строительства также сделала шаг вперед. Из глины и камня изготавливали фигурки людей и животных. Люди носили не только бусы и подвески, но и печати-штампы. Халафская культура представляет особый интерес в связи с обширностью территории, на которой она была распространена, - от озера Ван и севера Сирии до центральной части Месопотамии, окрестностей современного Киркука. К концу халафского этапа, вероятно с востока появились носители другой культуры, которая с течением времени распространилась по западной части Азии от глубинных районов Ирана до средиземноморского побережья. Эта культура - обейдская (убейдская), получила свое название по небольшому холму в Нижней Месопотамии близ древнего города Ура. В этот период происходят существенные изменения во многих областях, особенно в архитектуре, о чем свидетельствуют постройки в Эриду на юге Месопотамии и в Тепе Гавре на севере. С этого времени юг стал центром развития металлургии, возникновения и развития цилиндрических печатей, возникновения рынков и создания письменности.

АЛЕБАСТРОВАЯ ФИГУРКА ЖЕНЩИНЫ из храма Иштар.

Слайд 7

Традиционный словарь исторической Месопотамии в части географических названий и культурных терминов сложился на основе различных языков. Многие топонимы дожили до нашего времени. Среди них - названия Тигра и Евфрата и большинства древних городов. Слова "плотник" и "стул", употреблявшиеся в шумерском и аккадском языках, по сей день функционируют в семитских языках. Названия некоторых растений - кассия, тмин, крокус, иссоп, мирт, нард, шафран и других - восходят к доисторическому этапу и демонстрируют поразительную преемственность культуры.

Слайд 8

В течение первых трех четвертей III тыс. до н.э. ведущее место в истории Месопотамии занимал Юг. В самой молодой в геологическом отношении части долины, на побережье Персидского залива и в примыкающих районах доминировали шумеры, а выше по течению, в позднейшем Аккаде, преобладали семиты, хотя здесь находят следы и более ранних поселенцев. Главными городами Шумера были Эриду, Ур, Урук, Лагаш, Умма и Ниппур. Центром Аккада стал город Киш. Борьба за господство приобрела форму соперничества между Кишем и другими шумерскими городами. Решающая победа Урука над Кишем, подвиг, приписываемый полулегендарному правителю Гильгамешу, знаменует становление шумеров как главной политической силы и решающего культурного фактора в регионе. Позже центр власти перемещался в Ур, Лагаш и другие места. В этот период, называемый Раннединастическим, сформировались основные элементы цивилизации Месопотамии.

Эпоха преобладания шумеров.

Слайд 9

Династия Аккада.

Хотя прежде Киш подчинился экспансии шумерской культуры, его политическое сопротивление положило конец преобладанию в стране шумеров. Этническое ядро противодействия составили местные семиты под предводительством Саргона (ок. 2300 до н.э.), тронное имя которого, Шаррукин, по-аккадски означало "законный царь". Вся страна с тех пор стала именоваться Аккадом, а язык победителей получил название аккадского. Упрочив свою власть над Шумером и Аккадом, новые правители обратились к соседним регионам. Были подчинены Элам, Ашшур, Ниневия и даже области в соседней Сирии и Восточной Анатолии. Старая система конфедерации самостоятельных государств уступила место империи, имевшей систему центральной власти. С армиями Саргона и его знаменитого внука Нарам-Суэна распространялись клинопись, аккадский язык и другие элементы шумеро-аккадской цивилизации.

Слайд 10

Роль аморитов.

Аккадская империя прекратила существование к концу III тыс. до н.э., став жертвой безудержной экспансии и вторжений варваров с севера и запада. При Гудеа Лагашском и правителях III династии Ура наступила эпоха возрождения. Но попытка восстановления былого величия Шумера была обречена на неудачу. Тем временем на горизонте появились новые группы, которые вскоре смешались с местным населением, чтобы создать на месте Шумера и Аккада Вавилонию, а на севере - новое государственное образование, Ассирию. Эти широко распространившиеся пришельцы известны под именем аморитов. Где бы ни поселялись амориты, они становились преданными последователями и защитниками местных традиций. После того, как эламитяне положили конец III династии Ура (20 в. до н.э.). Они смогли основать собственную династию в центральной части Аккада со столицей в прежде малоизвестном городе Вавилоне. Первая династия Вавилона, определяемая с достаточными основаниями как Аморитская, правила ровно триста лет, с 19 по 16 вв. до н.э. Шестым царем был знаменитый Хаммурапи, постепенно завоевавший контроль над всей территорией Месопотамии.

Слайд 11

Экономика.

Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 12

Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Возношение даров богам

Слайд 13

Письменность

Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати. Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира - животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д.

Слайд 14

Литература.

Наиболее известным поэтическим произведением является вавилонский эпос о создании мира. Но гораздо более привлекательным представляется древнейшее произведение, сказание о Гильгамеше. Персонажи мира животных и растений, фигурировавшие в баснях, были очень любимы в народе, точно так же, как и пословицы. Иногда в литературе проскальзывает философская нота, особенно в произведениях, посвященных теме безвинного страдания, однако внимание авторов сосредоточивается не столько на страдании, сколько на чуде освобождения от него.

Из эпоса о Гильгемаше

Слайд 15

Заключение

Месопотамия внесла в мир много изобретений. Главнейшим является письменность. А также шумеры ввели в жизнь людей шестидесятиричную систему счисления, которой мы до сих пор пользуемся. Шумеры дали нам колесо, сельское хозяйство, города, бюрократию, астрологию, хлеб, пиво. Этот список можно продолжать и продолжать. Но множество их изобретений были позабыты, и приходилось всё изобретать заново через сотни и даже тысячи лет. В 539 году до нашей эры Вавилон завоевали персы, после персов пришли греки, и римляне, и множество других. Но, если верить фактам, именно народы Месопотамии оказали самое большое влияние на формирование нашего мира. Мира, в котором мы живем сегодня.

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.