Мини-проект как средство формирования ууд на уроках географии. Что такое мини-проект Мини проекты в школе варианты их

Метод проектов возник еще в 20-х годах в США. Почти параллельно идея проектного обучения возникла в России и Западной Европе.
Рациональное соединение теоретических знаний и их практического использования в проектной технологии можно сформировать так: «Я знаю, зачем мне это нужно, где и как я могу использовать все то, что я знаю».
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

  • наличие социально значимой задачи,
  • планирование действий по разрешению проблемы,
  • поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,
  • оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,
  • презентация “продукта” и его социальной значимости.

Что же такое мини-проект?

Метод проектов используется на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной - самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или индивидуальная.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:
  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.
На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.
Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:
  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.
Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Задачи групповой работы:
  • активизация познавательной деятельности;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его;
  • развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т. д.);
  • совершенствование межличностных отношений в классе.

Структура урока-проекта подчиняется этапам выполнения проекта, но в более сжатые временные рамки и состоит из этапов:

  • Организационный момент (тема проекта, цель)
  • Планирование работы, выдвижение гипотезы, формулирование задач.
  • Работа с информацией, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме.
  • Физкультминутка.
  • Практическая работа по созданию продукта проекта и его публичному представлению.
  • Презентация готового продукта проектной деятельности.<
  • Рефлексия.
  • Домашнее задание (обычно творческого характера)
Содержание этапов проекта:

1 этап « Начальный» - Выбор проблемы, введение в проблему, выдвижение гипотезы, постановка целей и задач поиска. Выработка плана работы

2 этап «Поисковый» - Работа в информационном поле, сбор необходимой информации по проблеме в различных источниках, анализ и структурирование собранного материала, качественная и количественная обработка собранного материала.

3 этап «Исследовательский » - Проведение исследования, решение поставленной проблемы

4 этап «Обработка результата» - Переработка полученных данных, анализ и редактирование полученных данных, подтверждение или отрицание выдвинутой ранее гипотезы, оформление полученных данных в виде продукта проекта

5 этап «Заключительный » - Подведение итогов работы, составление письменного отчета, подготовка к публичной защите проекта в виде мультимедийной презентации,либо в любой другой форме.

Условия, необходимые для успешной организации мини-проекта:

  • Четкое соблюдение времени;
  • групповая форма работы;
  • достаточно накопленный объем оперативной информации учащихся по проблеме проектирования
«В школе, в которой работают по методу проектов, первое слово - за ребенком, последнее - за учителем». В результате работы над проектом каждый ребенок получает возможность личностного роста и развития, что актуально для каждого педагога и образования в целом. Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний, но и внутренний результат - бесценное достояние учащегося. Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать, что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.

В чем мы преимущества метода проектов? Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность

Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает в том числе активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. С этой позиции метод проектов является одним из эффективных методов, т.к. так позволяет получить практически все метапредметные результаты обучения, описанные в стандарте, а предметом освоения становится не просто “базовый объем знаний”, а способы и средства деятельности и стоящая за ними культура проектирования и исследования.

Проект- это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:

    наличие социально значимой задачи,

    планирование действий по разрешению проблемы,

    поиск информации, которая затем будет обработана и осмыслена учащимися,

    оформление “продукта”, представляющего результаты этой деятельности,

    презентация “продукта” и его социальной значимости.

Я хочу остановиться на использовании мини-проектов для формирования метапредметных результатов обучения и УУД.

Что же такое мини-проект? Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

    мини-проекты,

    краткосрочные,

    долгосрочные.

На мой взгляд, наиболее удачным для урока с применением мини-проектов являются повторительно-обобщающие. Хотя использовать мини-проекты можно и на других типах, где определенная тема изучается в течение нескольких занятий.

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

    обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

    формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

    умение анализировать (креативность и критическое мышление);

    умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

    формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Для такого урока необходима очень тщательная подготовка учителя, т.к. ему надо учесть нюансы, которые могут возникнуть в ходе проведения такого урока.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

    Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.

    Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.

    Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.

    Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Уроки с применением мини-проектов лучше всего проводить при групповой форме обучения. Хотя и здесь можно использовать индивидуальную и парную работу. Возможно применение мини-проектов на 1, 2 или 3 уроках. Вот так выглядит мною наиболее часто используемый вариант:

Проект на 2 урока

Хочу представить разработку пары уроков “Путешествие по России с 8А-Тур” (8-й класс).

Тема Путешествие по России с 8А-Тур.
Тип уроков: урок решения проектных задач.
Вид уроков: урок-путешествие
Дидактическая задача уроков: формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач
Цели уроков: 1. Образовательные:

Научить применять знания о рельефе, геологическом строении и полезных ископаемых России на практике;

Оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной жизненной ситуации;

Закрепить умения и навыки работы с физической и тектонической картой России;

2. Воспитательные:

Вовлечь в активную деятельность;

Формировать культуру взаимоотношений между сверстниками;

Совершенствовать навыки общения.

3. Развивающие:

Совершенствовать умения работы с источниками знаний (учебником, атласом, доп.литературой, Интернет-источниками);

Совершенствовать навыки анализа умения выступать и защищать свою точку зрения;

Развивать творческие способности и познавательный интерес к окружающей жизни;

Развивать коммуникативные навыки работы в группах;

Оборудование Компьютер, проектор, интерактивная доска, карты России, пакет документов для работы в группах, фотографии, доп.информация.
Планируемые результаты Продукт мини-проекта: контурная карта с маршрутом путешествия (выполняется каждым участником группы), туристическая листовка, (выполняется 1 на группу).
Форма работы Групповая, группы по 5 человек

Результаты:

  1. Резко возросла познавательная активность учеников на уроке.
  2. 100 % учеников были вовлечены в активную проектную деятельность.

  3. Основная дидактическая задача урока (формирование умений применения теоретических положений в условиях решения практических задач) была реализована
  4. Цели урока были достигнуты.
  5. Наиболее ответственно и творчески к работе подошли в 8Б классе. Полученные отметки-“5” и “4” (100% учеников).

Одновременно выявились и пробелы в освоении некоторых УУД. Как пример, можно привести то, что многие ученики отклонялись от собственной же цели работы. Например, вместо объектов рельефа, приглашали посетить водные объекты или культурно-исторические памятники (т.е. УУД регулятивные контроля); Есть над чем работать и в формировании коммуникативных УУД.

Таким образом, применение мини-проектов на уроках позволяет эффективно добиваться формирования метапредметных результатов обучения и УУД всех видов.

Источники информации

Кугут И.А. Лекции мастер-класса “Методика организации

Проектной деятельности”

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СМОЛЯНЫХ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА

Разработка мини-проекта по теме «Подобные треугольники»

Учитель математики

Белова О.В.

г. Новошахтинск

Планируемые результаты проекта.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие компетенции, знания и умения:

- личностные:
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры

- метапредметные:
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач; умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера

- предметные:
ученик научится: пользоваться языком геометрии для описания подобных фигур; распознавать и изображать на чертежах и рисунках подобные фигуры (в частности треугольники); находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, применяя подобие; решать задачи на доказательство, опираясь на изученные признаки подобия треугольников и применяя изученные методы доказательств.

ученик получит возможность: овладеть методом подобия для решения задач на вычисления и доказательства;
научиться решать задачи на построение методом подобия; приобрести опыт выполнения проектов по теме «геометрические преобразования на плоскости (подобие)».

Основополагающие вопросы:

1. Где можно применить подобие треугольников для измерения расстояний? Как найти высоту дерева? Как найти ширину реки? Как найти высоту здания?
2. Как треугольники помогают нам жить? Почему для иллюстрации или объяснения некоторых объектов или явлений люди делают макеты?
3. Как достичь то, что кажется недостижимым?
4. Почему в мире существует подобие?

Гипотеза: учащиеся высказывают гипотезу – мы предполагаем, что есть способы использования подобия треугольников в жизни, но они нам не известны.

Цель нашего проекта: выяснить можно ли применить подобие треугольников на практике?

Ход работы:

    Познакомиться с историей возникновения учения о подобии треугольников.

    Вспомнить основные определения по данной теме (разгадывание кроссвордов).

    Познакомиться со способами нахождения высоты предмета.

    Познакомиться со способами измерения ширины реки с берега.

    Наше исследование.

Историческая справка.

Еще за шесть веков до нашей эры греческий мудрец Фалес Милетский вычислил высоту египетской пирамиды, измерив длину ее тени. Послушайте притчу:

«Усталый чужеземец пришёл в страну Великого Хапи. Солнце уже садилось, когда он подошёл к великолепному дворцу фараона. Он что-то сказал слугам. По мановению руки распахнулись перед ним двери и провели его в приёмную залу. И вот он стоит в запылённом походном плаще, а перед ним на золоченом троне сидит фараон. Рядом стоят высокомерные жрецы, хранители великих тайн природы.

Кто ты? – спросил верховный жрец.

Зовут меня Фалес. Родом я из Милета.

Жрец надменно продолжал:

Так это ты похвалялся, что сможешь измерить высоту пирамиды, не взбираясь на неё? – Жрецы согнулись от хохота.

Я могу измерить высоту пирамиды и ошибусь не более чем на пол-локтя. Я сделаю это завтра.

Лица жрецов потемнели. Какая наглость! Этот чужеземец утверждает, что может вычислить то, чего не могут они – жрецы великого Египта.

Хорошо, - сказал фараон. – Около дворца стоит пирамида, мы знаем её высоту. Завтра проверим твоё искусство».

На следующий день Фалес нашёл длинную палку, воткнул её в землю чуть поодаль пирамиды. Дождался определённого момента. Провёл некоторые измерения, сказал способ определения высоты пирамиды и назвал её высоту.

Разгадывание тематических кроссвордов.

Класс делится на 3 группы: каждой группе выдается задания разного уровня сложности. Каждая из групп придумывает себе название, используя термины из темы «Подобие». В каждой из групп выбирается: хронометрист – следит в группе за временем, секретарь – делает записи, инженер-проектировщик – делает чертежи, инженер-сметчик – делает расчеты, докладчик – рассказывает о своем проекте.

Каждая группа получает кроссворд. Время работы 10 минут.

Способы нахождения высоты предмета.

1.Способ измерение высоты предмета с помощью зеркала или лужи: луч света DC, отражаясь от лужи (зеркала) С, попадает в глаз человеку В. По законам физики угол DCE равен углу ВСА. Из подобия треугольников АВС и EDC выразим длину отрезка DE: DE =.

2 Способ при помощи шеста: Этот способ состоит в следующем. Запасшись шестом выше своего роста, воткните его в землю отвесно на некотором расстоянии от измеряемого дерева (см. рисунок). Отойдите от шеста назад, по продолжению Dd до того места А, с которого, глядя на вершину дерева, вы увидите на одной линии с ней верхнюю точку b шеста. Затем, не меняя положения головы, смотрите по направлению горизонтальной прямой аС, замечая точки с и С, в которых луч зрения встречает шест и ствол. Попросите помощника сделать в этих местах пометки, и наблюдение окончено. Остается только на основании подобия треугольников abc и аВС вычислить ВС из пропорции ВС:bc=aC:ac откуда ВС=Ьс· (aC/ac)

Расстояния bс, аС и ас легко измерить непосредственно. К полученной величине ВС нужно прибавить расстояние CD (которое также измеряется непосредственно), чтобы узнать искомую высоту дерева.

Способ измерения ширины реки с берега.

На рисунке показано, как с помощью подручных средств и подобия треугольников, можно измерить ширину реки с берега.

Наше исследование.

1 группа.

2 группа.

3 группа.

Выводы учащиеся записывают в свои листы, после выполнения задания, докладывают о проделанной работе и оглашают свои выводы.

1 группа.

Энергосети получили разнарядку о проведении новой высоковольтной линии, но на этой местности растет дерево, высота которого не известна. Ваша задача – вычислить высоту дерева и посчитать не мешает ли оно проведению линии. Высота, на которой будут проходить провода, равна 6 метрам. Если данное дерево выше линии – посчитайте какой длины надо спилить ствол.

Инструкция: расчеты проведите с помощью зеркала. Если расстояние от дерева до зеркала 10 м, высота человека 1 м 85 см и расстояние от зеркала до человека – 3 м.

Расчеты:

ВЫВОД:

2 группа.

Строительная организация получила проект о строительстве детского сада рядом с жилым многоэтажным комплексом. Ваша задача – посчитать высоту близстоящего дома и выяснить не будет ли он мешать попаданию солнечного света на стены детсада по нормативным документам.

Инструкция: расчеты проведите с помощью шеста. Если расстояние от дома до шеста 40 м, от шеста до человека 20 м, длина шеста 6 м 20 см, а рост человека 1 м 80 см. Высота здания не должна превышать 35 метров.

Расчеты:

ВЫВОД:

3 группа.

Строительная бригада получила проект на строительство моста через реку. Ваша задача – высчитать ширину реки.

Расчеты:

Разработанный ещё в первой половине ХХ века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе. Различные мини-проекты позволяют учителю решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях, навыках учащегося, грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мини - проекты на уроке. (слайд 1)

(слайд2)

Длительность выполнения проекта может ограничиваться одним уроком (может быть сдвоенными уроками) - мини – проекты; одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий – краткосрочные проекты; проекты, требующие длительной исследовательской работы – долгосрочные (годичные) проекты.

(слайд3)

При организации проектов на уроках необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

(слайд4)

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д.

(слайд5)

Итак, учебный проект - это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, это и их целенаправленная деятельность, это и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, это и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.

Плюсы и минусы метода проектов на уроке. (слайд6)

Плюсы проектной деятельности :

Навыки самообразования и самоконтроля;

Моделируется реальная технологическая цепочка: задача-результат;

Навыки групповой деятельности;

Индивидуальный подход;

Интерес к познавательной деятельности

Минусы проектной деятельности:

Ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические накладки);

Психологические коммуникативные проблемы;

Проблема субъективной оценки.

Для того чтобы работа была эффективной необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятках.

Памятка для учителя.

Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематичной.

Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

Создать психологический комфорт: а) дети не должны бояться совершить ошибку; б) не подавлять желание, а поддерживать и направлять; в) дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

Необходим учет возрастных особенностей и педагогических условий при проектной деятельности. Проект должен быть интересным, посильным, полезным.

В начальной школе должен преобладать индивидуальный проект, когда ребенок преодолевает все ступени сам.

Памятка для родителей.

Покажите пример детям в своем стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием, радостью.

Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

Меньше наставлений, прямых инструкций.

Не сдерживайте инициативу.

Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

Не раздражайтесь.

Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

Учите доводить дело до конца.

Правила презентации для ученика.

Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

Найди удобное положение тела и место для рук.

Спокойно посмотри на слушателей.

Назови тему.

Заинтересуй слушателей выступлением.

Говори свободно. Следи за жестами и мимикой.

Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

Логично закончи свое выступление.

Памятка для учителя по подготовке к презентации.

Помогите ученикам произвести самооценку проекта:

Почему начали работу над проектом?

Решили ли вы проблему?

Как оценили вашу работу люди, столкнувшиеся с работой?

Что не доделано, а может быть можно изменить.

Помогите оценить процесс проектирования.

Помогите ученику подготовить проект к презентации. Разработать план выступления.

Не следует из презентации делать спектакль, это отвлекает от сути.

Оценка проекта должна носить стимулирующий характер.

Не следует превращать презентацию проектов в соревнование. Лучше выделить номинации.


Очень популярным заданием для детей в старшей школе является написание мини-проектов на заданную тему. Особенно много мини проектов представлено в школьной программе по природоведению, истории, английскому языку. И если дети старших классов уже имеют опыт и с легкостью справляются с такими заданиями, то пяти-шестиклассники, как правило, еще нуждаются помощи и подсказке родителей.

Итак, мини-проекты по своей сути делятся на несколько групп:

  • Исследовательские. Дается задание не просто осветить главную тему, но и провести небольшие исследования, например научный эксперимент или исследование под микроскопом. И уже на основе личного опыта написать работу и отобразить полученные результаты.
  • Информационные. В них ученики ограничиваются поиском и анализом информации, делают самостоятельные выводы. Самый распространенный тип заданий.
  • Практические . Например прорастить дома фасоль и описать весь процесс или наблюдать за погодой, чтобы написать отчет о погоде этого месяца.
  • Творческие. В работах такого типа исследовательская работа «разбавляется» творчеством. Проект может включать в себя моделирование (самодельный музыкальный инструмент), изготовление древнего письма (например, мы писали "Лист до Ярослава Мудрого від правителя іншої держави"), оформление стенгазеты на неделю английского языка и т.п.

Поделюсь нашим опытом в подготовке, сборе материала, написании и оформлении мини-проектов, которые получали высокие оценки в школе.

Как правило, четких требований к работе учителя не предъявляют - все-таки это школа, а не институт, но структура работы должна быть следующей: вступление, основная часть проекта, выводы.

Объем: до 10 страниц печатного текста. Очень приветствуются картинки, рисунки, графики, диаграммы. Если всё это будет в цветном исполнении, работа однозначно будет смотреться интереснее и выигрышнее.

Что касается оформления: отдельной страничкой оформляется титульный лист, далее оглавление, в конце обязателен список источников (не пишите "Список используемой литературы" - это уже неактуально, вряд ли вы будете так уж много материала брать из книг - ставьте ссылки на википедию, тематические сайты, научные работы, энциклопедии)

Не бойтесь проявить себя творчески, делайте яркие фотоподборки, коллажи, пишите интересные и малоизвестные факты, наклеивайте свои рисунки или зарисовки.

Настоятельно рекомендую пользоваться несколькими источниками и однозначно делать свои самостоятельные выводы - без этого хорошей оценки работа не заслужит. Как бы ни был велик соблазн распечатать готовый проект на совпадающую тему - не делайте этого. У учителя тоже есть компьютер и Google, со всеми выложенными в сети готовыми мини-проектами он прекрасно ознакомлен, к тому же велик риск проектов-близнецов, за которые оба ученика автоматически получат низкую оценку.

Первую работу мы делали с ребенком вместе - я показала, как должна выглядеть структура работы, мы находили нужный материал, копировали и собирали его в одном документе (для удобства и легкости советую Word- очень удобно форматировать текст, менять шрифты, добавлять таблички, вставлять картинки). Дальше нужно постараться весь имеющийся материал разбить на пункты. Например, в качестве вступления - история появления предмета обсуждения, дальше по пунктам его качества и полезность, применение, положительные и отрицательные стороны, в выводах - свое мнение и отношение к исследуемому вопросу.

Не стоит писать громоздких отчетов: материал должен быть прост и лаконичен, а главное - понятен ребенку. Не злоупотребляйте терминологией, сложными формулами, латинскими названиями. Ваша задача, подать материал так, чтобы прочитав текст, ребенок смог пересказать его своими словами, а значит и защитить на отлично!

Будьте готовы, что несколько первых мини-проектов вы будете готовить совместно - этим самым вы заложите у ребенка фундамент, как грамотно и последовательно подходить к работе. А по проторенной дороге гораздо легче двигаться - последующие проекты будут даваться гораздо легче, и не станут вызывать стольких вопросов. С компьютером у детей проблем сейчас нет - они отлично знают, что и как скомпоновать,как сделать презентацию, составить диаграмму или таблицу, главное: научить их работать с источниками, привить навыки анализа материала и показать, что смысл, не скопировать из интернета, а обобщить и сделать свои личные выводы!