Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета. Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях Принцип бухгалтерии в бюджетной сфере

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки. В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия. О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта « » компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Правовой статус организации

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью. К ним, в частности, относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. ГК РФ). В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты. Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных. Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организации

Базовый нормативный правовой акт

План счетов

Состав отчетности

Коммерческие организации

Закон «О бухгалтерском учете»

Приказ Минфина России «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению»

Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организации»

Государственные (муниципальные) учреждения

Приказ Минфина России «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению»

Приказ Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

приказ Минфина России «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19-21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24-26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1-5 форм),
  • поквартально (около 5-10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности. Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр. Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия. Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении. Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса. У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства. Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация, и особенностями ее финансирования. Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Гражданское право определяет правовой статус организации как коммерческий или некоммерческий. К последним относят и муниципальные и государственные учреждения, которые чаще всего являются бюджетными (но могут быть и казенными, и автономными). В таких организациях бухгалтерский учет ведется с соблюдением некоторых нюансов, которые нужно учитывать специалисту.

Рассмотрим, чем отличается бухучет в бюджетных организациях от учета в коммерческих структурах, какими нормативными документами он регулируется, какие особенности нужно принимать во внимание бухгалтеру.

Понятие бюджетного бухучета

В каких предприятиях бухгалтерский учет нужно вести по бюджетным принципам? В тех, которые полностью или в какой-то части финансируются из государственного бюджета Российской Федерации.

К бюджетным организациям относятся созданные государственными органами РФ юридические лица, главной целью деятельности которых не является получение прибыли.

Для того чтобы регулярно выделялись деньги из бюджета на финансирование некоммерческой организации, нужно не просто правильно вести бухучет, как в любой структуре, но и в дополнение к традиционным отчетам регулярно предоставлять сметы по доходам и расходам. Это необходимо для отслеживания целей использования государственных денег. Деятельность по формированию этой документации и называется бюджетным бухгалтерским учетом.

Специфика бюджетной организации с точки зрения учета

Бухгалтер-бюджетник должен принимать во внимание особенности обязательств этой сферы по финансам и имуществу:

  • одна из целей деятельности муниципального учреждения – госзадание – выполняется на средства определенного уровня государственного бюджета;
  • имущество находится не в собственности бюджетного учреждения, а по праву оперативного управления, а владельцем является РФ или ее субъект;
  • если бюджетной организации принадлежит земельный участок, он предоставляется в пользование бессрочно;
  • обязательства собственников имущества не тождественны обязательствам бюджетного учреждения;
  • если даже собственник закрепил за бюджетной организацией право управления ценным имуществом и недвижимостью, то распоряжаться им организация самовольно не может.

ВНИМАНИЕ! Все специфические отличия приводятся в ст. 9 Федерального закона № 7-ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях».

Сравниваем бюджетный и коммерческий бухучет

Главные положения бухгалтерского учета неизменны, в какой бы организации он ни производился. Везде нужно учитывать денежные средства, материальные запасы, всевозможные активы и обязательства, отражая это в документации и своевременно информируя контролирующие органы.

Однако в бюджетной организации бухучет имеет особую специфику, все эти операции отражаются на бухгалтерских счетах несколько по-иному. Поэтому бухгалтеру-бюджетнику понадобятся некоторые специфические знания, не обязательные для бухгалтера в коммерческих структурах.

Рассмотрим эти особенности подробнее.

Отдельные планы счетов

Главное отличие коммерческого и бюджетного бухгалтерских учетов – это разные счета, на которых отражаются все хозяйственные операции. Для бюджетной сферы предусмотрен специальный План счетов, содержащий 26 разрядов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Номера счетов и их наименования в разных планах бухучета не совпадают. Например, в коммерческом ПБУ «Материалы» учитываются на счете 10, а в бюджетном «Материальные запасы» – на счете 105.

Каждый разряд бюджетного ПБУ несет определенные данные об особенностях деятельности учреждения:

  • классифицирует доходы;
  • распределяет виды расходов;
  • показывает, из какого источника организация финансируется;
  • какой вид деятельности является целевым;
  • синтетические и аналитические счета;
  • поступление и выбытие объектов.

Законодательное регламентирование

Бухучет как хозяйственная операция для любого типа организаций регулируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ. Но, кроме общего регламента, обязательны к применению дополнительные подзаконные акты, разработанные для бюджетной и коммерческой сферы:

  1. Муниципальные государственные организации, помимо базового Закона, «подвластны» приказу Министерства финансов РФ от 01 декабря 2010 года № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению».
  2. Бухгалтерскую отчетность для бюджетных организаций декларируют такие государственные документы:
    • приказ Минфина РФ от 29 декабря 2010 года № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
    • приказ Минфина Российской Федерации от 25 марта 2011 года № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».

Откуда берутся деньги

Финансирование коммерческой организации – ее личное дело, можно использовать личные средства учредителей, банковские кредиты и т.п. Бюджетная же сфера, как следует из ее названия, спонсируется государством. Форма субсидирования может быть различной:

  • средства, предоставляемые на выполнение госзадания;
  • деньги, предоставленные во временное распоряжение;
  • средства по медстрахованию;
  • собственные доходы учреждения и др.

Отличия в отчетности

Коммерческие и «бескорыстные» структуры по-разному предоставляют отчетность в контролирующие органы. Отличия лежат не только в составе документации, но и в сроках предоставления: для бюджетников разработаны собственный график и периодичность.

ВАЖНО! В бюджетной сфере объем отчетности значительно больше, чем в коммерческой, поскольку принципы действия в них кардинально отличаются.

Бюджетные организации различного типа сдают довольно много форм в конце разных учетных периодов:

  • каждый месяц – от 1 до 5 документов;
  • каждый квартал – от 5 до 10 отчетов;
  • ежегодно – от 10 до 30 бланков.

Все необходимые документы для отчетов приведены в специальных нормативных актах, рассмотренных выше. Среди них:

  • баланс главного распорядителя (администратора, получателя бюджетных средств) – по форме 0503130;
  • баланс самого учреждения – по форме 0503730;
  • отчет об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности – по форме 0503737;
  • отчет о финансовых результатах деятельности организации – по форме 0503721;
  • данные по дебиторской и кредиторской задолженности – по форме 0503769;
  • информация об остатках денежных средств организации – по форме 0503779.

Отражение средств на балансе

Балансы коммерческой сферы и бюджетников в своей основе едины, но имеют несколько серьезных различий:

  1. Любой бухгалтерский баланс состоит из актива и пассива. Отличие в том, что бюджетники распределяют эти статьи, отдельно отражая применение целевых средств и собственных прибылей.
  2. «Коммерсанты» отражают в отчетности, помимо текущего, еще два предыдущих года, а «бюджетники» – только один предыдущий.
  3. Бюджетные сферы разделяют активы на финансовые и внефинансовые, а средства – на материальные и денежные; у коммерческих структур разделение принципиально другое.
  4. Пассив бюджетной сферы отражает все виды обязательств, а коммерческая разделяет их по срокам.

Бухгалтерский учет «коммерсантов» и бюджетников имеют глобальные отличия на всех уровнях существования: самих объектах учета, ПБУ, отражении активов и пассивов, составе и порядке предоставления отчетности. Государство постоянно совершенствует систему бюджетного учета, внося в нее различные изменения. Поэтому бухгалтеру бюджетной организации нужно быть постоянно в курсе нововведений, для чего изучать обновления законодательства, читать спецлитературу, посещать профильные семинары.

Проблемы учета

ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА*

С.И. КОЛЕСНИКОВ, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой бухгалтерского учета и аудита Уральский государственный лесотехнический университет

Бюджетный учет как вид бухгалтерского учета должен, с одной стороны, базироваться на принципах бухгалтерского учета, а с другой стороны, иметь присущие только ему принципы. Поскольку законодательная база регулирования бухгалтерского учета в России не содержит термина «принципы бухгалтерского учета», а используются термины «требования» и «допущения», то в отечественной научно-практической литературе по этому поводу нет единства мнений и подходов (иногда присутствуют диаметрально противоположные точки зрения). Для того чтобы выявить особенности и общие тенденции принципов бухгалтерского учета, проанализируем точки зрения ученых-экономистов и законодательство разных стран. Анализ начнем с понятия «принципы бухгалтерского учета».

Согласно Большому толковому словарю русского языка (БТС) принцип (от лат. «ргтсршт» - начало) - основное, исходное положение теории, науки, учения и т. п. Отсюда, принципы бухгалтерского учета--это исходные положения бухгалтерского учета как науки.

Р. Энтони и Дж. Рис указывают, что «правила и согласованные понятия бухгалтерского учета обычно называются принципами.... слово «принцип» используется для обозначения «общего закона или правила, принятого или объявленного как руководство к действию; согласованная позиция или основа поведения или практики». Принципы бухгалтерского учета разрабатываются людьми, и в отличие от законов физики, химии и других естественных наук они не являются «вечными истинами» .

Ф. Вуд, рассматривая принципы бухгалтерского учета, подчеркивает, что «проделанная

* Статья подготовлена Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит»

нами работа была основана на различного рода предложениях... Эти предложения известны как «принципы» бухгалтерского учета» ; и далее «финансовый учет тяготеет к объективности и. должен содержать в себе правила, устанавливающие порядок записи данных о хозяйственных операциях. Эти правила известны как принципы» . Таким образом, Ф. Вуд под принципами бухгалтерского учета понимает правила и предположения, что соответствует, в первом случае, требованиям, во втором - допущениям.

Заложенные в основу GAAP США принципы изложены в разработанных советом по стандартам финансового учета Положениях о концепциях финансового учета (Statements on financial accounting concepts - SFAC). Согласно SFAC № 5 принципы - это положения, лежащие в основе определений размеров (оценок) фактов хозяйственной жизни и раскрывающие их в такой форме, в которой они имеют смысл для пользователей учетной информации .

Ю. А. Бабаев считает, что «принцип - основа, исходное, базовое положение бухгалтерского учета как науки, которое предопределяет все последующие, вытекающие из него утверждения» . По мнению В. Г. Гетьмана «принципы бухгалтерского (финансового) учета - универсальные положения, применимые для решения практических задач. Они носят общий характер и являются основой построения концепции бухгалтерского учета» .

Обобщив указанные трактовки, с нашей точки зрения можно дать следующее определение принципам бухгалтерского учета. Принципы бухгалтерского учета - это исходные положения бухгалтер-

ского учета как науки, которые предопределяют предмет, объект, методы бухгалтерского учета и качественные характеристики учетной информации на современном этапе.

Г. Мюллер, Х. Гернон, Г. Миик справедливо отмечают, что «бухгалтерский учет определяется средой, в которой он функционирует. Каждой стране присущи своя история, свои ценности, политическая система... Так, принципы бухгалтерского учета в США и других странах значительно различаются. Эти различия обусловливаются как разнообразием существующих форм организации хозяйственной деятельности, так и влиянием на практику учета внешних факторов (политических, экономических, социальных, географических и др.)» . С другой стороны, «бухгалтерский учет. не знает национальных границ. Учетные технологии экспортируются и импортируются, обеспечивая тем самым подобие систем учета, применяемых в различных странах» . Следовательно, и принципы бухгалтерского учета разных стран сближаются.

Как считают Р. Энтони и Дж. Рис (и с их мнением согласны практически все экономисты), общее признание учетных принципов обычно зависит от того, насколько точно они отвечают трем критериям: уместности, объективности и осуществимости. Принцип уместен, если информация имеет смысл и принесет пользу тем, кому необходимо что-то знать об определенной организации. Принцип объективен, если на информацию не влияют личные мнения или оценки ее составителей. Объективность подразумевает надежность, проверяемость, соответствие действительности. Принцип осуществим, если он может быть выполнен без чрезмерных сложностей или затрат.

Эти три критерия часто противоречат друг другу. Так, технология новой продукции может значительно влиять на реальную стоимость предприятия. Информация о стоимости новой продукции наиболее полезна вкладчику; она действительно уместна. Но оценить наилучшим образом его стоимость скорее всего может лишь руководство, и это будет крайне субъективная оценка. Поэтому бухгалтерский учет не регистрирует такие стоимости, жертвуя уместностью ради объективности.

Важной задачей при разработке новых принципов оказывается достижение правильного баланса между уместностью, с одной стороны, и объективностью и осуществимостью - с другой. Недооценка этой проблемы часто приводит к обоснованной критике учетных принципов .

Значительный вклад в разработку принципов бухгалтерского учета внес В. Патон. В опублико-

ванной в 1922 г. докторской диссертации «Теория бухгалтерского учета» В. Патон представил 6 постулатов как основных положений бухгалтерского учета.

«1. Существование конкретного объекта хозяйственной деятельности - универсальное предположение, хотя оно, как правило, лишь декларируется.

2. Непрерывность деятельности хозяйствующей единицы - предположение о действующем предприятии принимается для удобства.

3. Равенство баланса - достигается вследствие того, что мы «выискиваем» какие-либо несоответствия, которые могут возникнуть при введении в учет счетов собственников.

4. Денежный постулат - «денежная оценка активов и пассивов является полной картиной финансового состояния предприятия на дату составления отчетности».

5. Постулат о затратах - «затраты дают действительную оценку для определения первоначальной стоимости».

6. Признание дохода полученным - предполагает, что «чистый доход, или прибыль, возникнув внезапно, «порывом ветра», благодаря особому случаю, свершающемуся в основном в сфере продаж», что, очевидно, не верно» . В современной научной литературе эти постулаты нашли свое отражение в таких принципах бухгалтерского учета как самостоятельность предприятия, действующее предприятие, двойственность, денежное измерение, стоимость, консерватизм и реализация.

Так, Ф. Вуд подразделяет принципы бухгалтерского учета на 2 группы: основные и «важные» (рис. 1).

К основным принципам Ф. Вуд относит стоимость, денежное выражение, работающее предприятие, самостоятельность предприятия, реализацию, двойственность, накопление.

Принцип стоимости (cost concept). В соответствии с этим принципом средства подлежат учету по цене приобретения, и она же служит основой для оценки будущего использования средств.

Принцип денежного выражения (money measurement concept). Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые поддаются денежной оценке с достаточной степенью объективности.

Принцип работающего предприятия (goin concern concept). В бухгалтерском учете всегда, за исключением случаев, когда наверняка известно обратное, делается допущение о том, что предпри-

Рис. 1. Принципы бухгалтерского учета по Ф. Вуду

ятие будет работать на протяжении неопределенно длительного периода времени. Если бы предприятия не признавались работающими непрерывно, то применение принципа стоимости было бы невозможным, так как к предприятию относились бы так, как будто его сразу продадут после составления бухгалтерской отчетности, следовательно, более значимым была бы не стоимость, а продажная цена активов предприятия.

Принцип самостоятельности предприятия (business entity concept). Операции, отраженные в документах предприятия, оказывают влияние только на само предприятие, т. е. бухгалтерский учет ограничен рамками предприятия и не распространяется на личные средства его собственников.

Принципреализации (realisation concept). В бухгалтерском учете доходы (прибыль) могут считаться полученными в момент поступления товаров к покупателю (в момент принятия покупателем на себя обязательства по ним), т. е. это момент реализации товаров, продукции, работ и услуг.

Принцип двойственности (dual aspect concept). В соответствии с этим принципом в бухгалтерском учете присутствуют два аспекта: один представлен активами предприятия, другой - требованиями к ним. Принципиальное положение состоит в том, что эти два аспекта всегда равны друг другу (актив = обязательства + капитал). Метод записи операций,

при котором соблюдается принцип двойственности, получил название двойной записи.

Принцип накопления (accruals concept). Данный принцип означает, что прибыль определяется как разница между доходами и расходами, а не между поступившими и затраченными денежными средствами за определенный период. Поэтому важно увязать («привести в соответствие») доходы и расходы.

К «важным» принципам Ф. Вуд относит существенность, осмотрительность, постоянство, стабильность валюты.

Принцип существенности (materiality). Если проведенная операция в определенном смысле не стоит усилия по ее регистрации, то ведение учета в таком случае совершенно нецелесообразно. «Не теряйте свое время на тщательный учет незначительных предметов» . Предприятия самостоятельно устанавливают уровень существенности по различным хозяйственным операциям, если по ним нет никаких нормативно-правовых актов.

Принцип осмотрительности (консерватизма) (prudence). Данный принцип означает, что бухгалтер, как правило, выберет такую величину конкретной статьи, которая скорее занижает прибыль, чем приводит к ее завышению. Другими словами, бухгалтер выбирает тот показатель, который позволяет представить капитал предприятия в уменьшенном размере, чем преувеличить размер капитала. Под этим принципом можно понимать и стремление бухгалтера убедиться в том, что все убытки занесены в бухгалтерские документы, а данные о прибылях попали туда преждевременно.

Принцип постоянства (consistency). Если предприятие выбрало метод бухгалтерской обработки определенного типа данных, то оно должно точно придерживаться именно этого метода при обработке всех данных этого типа. Однако это не означает, что предприятие должно придерживаться только этого метода до последнего дня своего существования. Используемый метод может быть изменен, но только на достаточно серьезном основании.

Допущение о стабильности валюты (assumption of the stability of currency). Покупательная способность валюты любой страны с течением времени изменяется. Поэтому для правильной оценки бухгалтерской

отчетности необходимо принимать в расчет изменение уровня цен по мере ведения записей.

Р. Энтони (в переводе - Антони) в своей книге «Основы бухгалтерского учета», вышедшей в России в 1993 г., указывает 9 основных принципов бухгалтерского учета: двойственность, денежное измерение, автономность предприятия, непрерывность, себестоимость, консерватизм, существенность, реализация, соответствие .

В этом же году вышла книга Р. Энтони и Дж. Риса «Учет: ситуации и примеры» с указанием 11 концепций, «которые широко признаны и применяются на практике бухгалтерами в Северной Америке, а именно:

1) денежного измерения;

2) обособленного предприятия;

3) действующего предприятия;

4) учета по стоимости;

5) двойственности учета (двойной записи);

6) учетного периода;

7) консерватизма (осторожности);

8) реализации;

9) увязки;

10) последовательности;

11) существенности» .

Р. Энтони, Дж. Рис считают, что принципы бухгалтерского учета базируются на указанных выше концепциях. Рассмотрим их подробнее и назовем их «принципами бухгалтерского учета», хотя в первоисточнике они рассматриваются как концепции. (Сделаем это для того, чтобы обеспечить сопоставимость взглядов различных ученых).

Принцип денежного измерения. В бухгалтерском учете регистрируется только та информация, которая может быть представлена в денежном выражении. Преимущество подобного учета состоит в том, что деньги являются общепринятой мерой измерения, посредством которой неоднородные факты о предприятии могут быть выражены в виде чисел, которые можно складывать или вычитать. «Однако, несмотря на такое преимущество, бухгалтерский учет не отражает таких важных в бизнесе фактов, как, например, состояние здоровья президента, начало стройки или то, что конкурент представил на рынок лучшую продукцию. Деньги выражаются в той стоимости, которую они имеют на время регистрации хозяйственных фактов на счетах. Последующие изменения в покупательной силе денег не влияют на эту сумму, хотя, как известно, они бывают существенными. Тем не менее бухгалтеры и не пытаются отразить эти изменения на счетах» .

Принцип обособленного предприятия. Бухгалтерский учет предприятия как хозяйственной единицы ведется обособленно от учета связанных

с ним лиц (собственников, кредиторов, других предприятий). Но предприятие может быть частью другого - более крупного. В этом случае отчеты для предприятий более высокого уровня в иерархии составляются путем сведения (консолидирования) данных о предприятиях более низкого уровня.

Принцип действующего предприятия. Бухгалтерский учет предполагает, что хозяйствующий субъект является действующим предприятием, т. е. он и в дальнейшем будет продолжать функционировать в течение неопределенно долгого периода. Значение этого допущения может быть представлено в сравнении с возможной альтернативой - что предприятие будет ликвидироваться. В этом случае его ресурсы будут оцениваться по ликвидационной стоимости, а не по первоначальной стоимости (см. принципы стоимости).

Принцип учета по стоимости (принцип себестоимости). В бухгалтерском учете активы первоначально регистрируются по их стоимости, т. е. актив вносится в учетные регистры по оплаченной за его приобретение цене (по стоимости). Обычно на эту величину не влияют последующие изменения в цене актива. Принцип стоимости не означает, что в учетных регистрах все активы сохраняют свою первоначальную покупную цену до тех пор, пока они принадлежат предприятию, «Например, стоимость актива, имеющего долгий. срок службы, систематически уменьшается в течение этого срока с помощью процедуры, называемой износом.» . Из принципа стоимости следует, что если предприятие ничего не платит за актив (кроме безвозмездно передаваемых материальных ценностей и денежных средств), то он обычно не отражается в учетных регистрах как актив. Поэтому знания и навыки, накапливаемые по мере функционирования предприятия, взаимодействие между работниками, удачное месторасположение, приобретающее со временем возрастающее значение, высокая репутация со стороны покупателей и поставщиков, торговые марки, разработанные менеджерами предприятия, и другие неосязаемые вещи - все это не отражается как активы в учетных регистрах предприятия. (Кстати, эти неосязаемые активы предприятия получили название «гудвилл»).

Принцип двойственности учета. Формальное выражение принцип двойственности учета находит в основном бухгалтерском уравнении, которое имеет следующий вид:

активы = обязательства + капитал, где активы - это экономические ресурсы предприятия;

обязательства (пассив) - требование кредиторов (любых лиц, кроме собственников);

капитал - требования собственников (владельцев) предприятия.

(В отечественном бухгалтерском учете термин «пассив» применяется для обозначения суммы обязательств и капитала). Каждая хозяйственная операция при учете отражается по активу и пассиву, чтобы не нарушать равенство между ними (баланс). Поэтому бухгалтерский учет получил название «системы двойной записи» .

Принцип учетного периода. Согласно принципу действующего предприятия допускается, что продолжительность работы хозяйствующего субъекта не ограничена во времени. Но руководству и другим пользователям периодически нужно знать, как идут дела предприятия. Это приводит к принципу учетного периода: предоставление бухгалтерской информации пользователям за конкретный промежуток времени .

Принцип консерватизма (осторожность в оценке). Менеджерам предприятия хочется представлять благоприятную информацию о том, как хорошо справляется со своими задачами предприятие, за которое они несут ответственность. Однако исходя из принципа консерватизма следует, что, во-первых, доход (увеличение нераспределенной прибыли) признается только тогда, когда на то имеется обоснованная уверенность; во-вторых, расход (уменьшение нераспределенной прибыли) признается как только возникает обос-

на величину возможных непоступлений (на предполагаемую сумму безнадежных долгов).

Принцип увязки доходов с расходами. Данный принцип вытекает из принципов реализации и учетного периода и означает, что «... если данное событие влияет как на доходы, так и на расходы, воздействие на каждый из них должно быть признано в одном учетном периоде» .

Принцип последовательности состоит в том, что, выбрав однажды какую-то одну методику учета, предприятие должно использовать именно ее для всех последующих событий похожего характера, пока не возникнут веские причины для изменения методики. Если предприятие часто меняет методику учета, то может быть затруднено сравнение его бухгалтерской отчетности различных периодов .

Принцип существенности. «Бухгалтеру нет необходимости регистрировать те незначительные события, работа по учету которых не оправдывалась бы полезностью результатов» . Но вся важная информация должна быть раскрыта полностью.

Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл группируют принципы бухгалтерского учета на общепринятые принципы (в соответствии с GAAP) и на допущения (рис. 2).

нованная возможность . Следовательно, данный принцип определяет период, в котором должны быть признаны доходы и расходы.

Принцип реализации

указывает сумму дохода, которая должна быть признана от конкретной продажи продукции, товаров, работ и услуг. Принцип допускает, что сумма признанного дохода может быть меньше продажной цены реализованных товаров и услуг, если товары реа-лизовывались в кредит, а покупатель не оплатил счета. В этом случае сумма продаж в кредит должна быть уменьшена

К общепринятым принципам Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл относят денежное измерение, самостоятельность предприятия, стоимость и двойственность.

Принцип денежного измерения (money measure principle). Все хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете в денежном измерении. «. Деньги являются единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные» .

Принцип самостоятельности предприятия (separate enity principle). «Для целей бухгалтерского учета бизнес рассматривается как самостоятельная единица, которая отличается не только от кредиторов и клиентов, но и от собственника или совладельцев. Он должен иметь собственную систему счетов и отчетности» .

Принцип стоимости (cost principle). Согласно этому принципу «цель бухгалтерского учета состоит. в определении себестоимости, или стоимости (value), на момент совершения хозяйственной операции. Например, стоимость активов учитывается в момент их приобретения и сохраняется на этом уровне до тех пор, пока они не будут проданы или потреблены» .

Принцип двойственности (dual aspect principle). Данный принцип означает, что «все экономические явления имеют два аспекта: увеличение и уменьшение, пожертвование и приобретение, возникновение и исчезновение, которые компенсируют друг друга» .

К допущениям Б. Нидлз, Х. Андерсон, Д. Колдуэлл относят непрерывность деятельности предприятия, соответствие, периодичность, понятность, полезность, значимость, достоверность, сравнимость, постоянство, существенность, консерватизм, полноту и эффективность.

Допущение непрерывности деятельности предприятия (going concern или continuity). «До тех пор пока нет никаких признаков прекращения деятельности предприятия (его ликвидации), бухгалтер должен исходить из того, что оно будет существовать в течение неопределенного периода - вечно. Если ожидается, что фирма вскоре прекратит функционирование, то стоимость ее активов, как правило, окажется значительно ниже, чем в том случае, когда активы относились к функционирующему предприятию» .

Допущение соответствия (mathing rule). «Расходы должны быть отнесены к отчетному периоду возникновения затрат (а не выплаты денег), связанных с получением доходов, которые, в свою очередь, должны быть отнесены к отчетному периоду продажи товаров и оказания услуг (а не получения

денег)» . Другими словами, расходы относятся к тому отчетному периоду, в котором были получены доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Допущение периодичности (periodicity). В соответствии с этим допущением исчисленная чистая прибыль за любой период времени меньший, чем время существования предприятия, должна рассматриваться как предположительная, но полезная предварительная оценка чистой прибыли за данный период. Для облегчения сравнения берутся временные периоды равной продолжительности.

Допущение понятности (intelligibility). Лицам, принимающим решения, должна быть понятна бухгалтерская информация .

Допущение полезности (usefully). Бухгалтеры должны предоставить информацию, полезную при принятии решений.

Допущение значимости (relevance) означает возможность бухгалтерской информации повлиять на принятие решения. Бухгалтерская информация может повлиять на принятие решения, если она имеет прогнозную ценность, основана на обратной связи и если она своевременна. Прогнозная ценность информации предполагает ее полезность при составлении планов; обратная связь предполагает, что информация содержит что-либо о том, насколько верными оказались предыдущие ожидания; своевременность означает поступление информации к пользователю в нужное время. Если в нужный момент отсутствует информация, то, поступив позже, она уже не имеет значения для последующих действий и не является значимой .

Допущение достоверности (reliability) означает, что бухгалтерская информация должна быть правдиво представлена, ее легко можно проверить и она должна носить нейтральный характер. Правдивость - это степень адекватности хозяйственным процессам; проверяемость - это возможность ее подтверждения; нейтральность - бухгалтерская отчетность не должна отражать интересы какого-либо круга лиц.

Допущение сравнимости (comparability) характеризует поступление такой бухгалтерской информации, которая позволяет лицу, принимающему решение, выявить сходства, различия, тенденции.

Допущение постоянства (consistency) означает, что принятая методика и выбранные учетные процедуры не меняются для того, чтобы бухгалтерская информация могла быть сопоставима на протяжении различных промежутков времени или с данными другого предприятия за один и тот же промежуток времени. Изменение методики

и учетных процедур должно быть экономически обоснованно и согласованно с пользователями бухгалтерской информации.

Допущение существенности (materiality) «указывает на относительную важность того или иного события. Так, событие существенно, если ожидается, что знания о нем повлияют на решение того, кто пользуется отчетом. Существенность факта зависит от характера и его количественной оценки. Например, в фирме, имеющей миллионные обороты, ошибка в 5 000 долл. может не иметь значения, но выявленные взятки или кражи в 5 000 долл. могут быть очень существенным событием. Бухгалтер должен принимать во внимание важность фактов, а пользователи должны полагаться на его оценку» .

Допущение консерватизма (осмотрительности) (conservatism). Когда бухгалтерам не ясно, как оценить активы, они обычно выбирают наименьшую оценку из возможных, т. е. если рыночная стоимость предмета выше себестоимости - ценности показываются в отчете по себестоимости, и наоборот, если рыночная стоимость предмета ниже себестоимости - в отчете проставляются рыночные цены. Таким образом, бухгалтеры обеспечивают осторожность оценки как активов, так и исчисленной прибыли .

Допущение полноты (full disclosure) предполагает, что бухгалтерская информация должна содержать максимум того, что необходимо знать заинтересованным лицам.

Допущение эффективности (cost - benefit) означает, что выгоды, полученные на основе бухгалтерской информации, должны быть выше затрат на нее. Оценка затрат и эффекта в каждом отдельном случае зависит от финансовых органов, требующих предоставление информации, которая нужна или кажется, что нужна им. Большая часть затрат на информацию приходится на тех, кто ее готовит, тогда как выгоды от ее использования получают и те, кто ее готовит, и те, кто ею пользуется .

Э. Хендриксен, М. Ван Бреда указывают 9 основных принципов бухгалтерского учета: хозяйствующая единица, действующее предприятие, периодичность, неопределенность, консерватизм, денежный измеритель, признание дохода, соответствие и наименьшая оценка. Но при этом оговаривают, что «перечень основных принципов весьма длинный.» .

Принцип хозяйствующей единицы. Один из подходов определяет объект бухгалтерского учета как хозяйствующую единицу, которая осуществляет контроль за ресурсами, принимает на себя ответственность за возникновение и выполнение

обязательств и управляет своей деятельностью. Другой подход определяет хозяйствующую единицу как сферу экономических интересов лиц, групп и институтов, т. е. этот подход ориентирован на интересы пользователей финансовых отчетов. Таким образом, хозяйствующий единицей может выступать предприятие, его часть или объединение предприятий. Выбор соответствующей хозяйственной единицы и определение ее границ зависят от целей отчетности и интересов пользователей представленной информации .

Принцип действующего предприятия. Предполагается, что большинство хозяйствующих единиц создается для деятельности, продолжительность которой будет большей, чем некоторый неопределенный период. Считается, что такой подход приводит к признанию хозяйствующей единицы как пребывающей в операционной неопределенности под действием обычных обстоятельств. Это предполагает, что хозяйствующая единица будет продолжать свою деятельность достаточно долго, чтобы выполнять свои текущие обязательства, т. е. пока выполняются одни обязательства, возникают новые, тем самым обуславливая неопределенную продолжительность жизни предприятия. По мнению других исследователей, действующее предприятие - это предприятие, которое продает свои активы в ходе обычной хозяйственной деятельности, осуществляя «плановую» ликвидацию во избежание ликвидации вынужденной. Причина включения принципа непрерывности деятельности предприятия в состав основных принципов бухгалтерского учета заключается в поддержке теории оценки прибыли и использовании исторической стоимости (себестоимости) в противовес ликвидационной стоимости. «Непрерывность предполагает некоторую связь между прошлым и будущим, хотя из этого не следует, что будущее будет повторением прошлого» .

Принцип периодичности (periodicity) предполагает, что бухгалтеры исчисляют прибыль по окончании регулярных календарных периодов, таких, как год, квартал, месяц. Важность принципа периодичности основывается на том, что прибыль относительно проще исчислить после завершения хозяйственной операции (цикла), тогда она равна деньгам, заработанным в ходе этой операции. Труднее определить прибыль, если хозяйственная операция не завершена, а календарный период закончился.

Принцип неопределенности (uncertainty). Неопределенность в бухгалтерском учете обусловлена двумя причинами. «Во-первых, бухгалтерский учет.. имеет отношение к хозяйствующим единицам, которые предположительно будут существовать и

в будущем. Во-вторых, оценка, используемая для характеристики благосостояния, также отличается неопределенностью. Однако это не означает, что оценки и прогнозы не должны делать как можно точнее, если они релевантны» .

Принцип консерватизма. Консерватизм сводится к тому, что бухгалтеры должны отражать самую низкую из возможных стоимостей активов и доходов и самую высокую из возможных стоимостей пассивов и расходов. Следовательно, предполагается, что при составлении бухгалтерской отчетности «пессимизм лучше оптимизма. В пользу консерватизма выдвигают три аргумента. Первый состоит в том, что пессимизм бухгалтеров нейтрализует сверхоптимизм менеджеров и собственников. Предприниматели по своей сути оптимистичны в отношении своих предприятий. Второй аргумент сводится к тому, что преувеличение прибылей и оценок имущества более опасно для дела и его собственников, чем преуменьшение. Третий аргумент в пользу консерватизма основывается на том, что бухгалтеру доступен более значительный объем информации, нежели инвесторам и кредиторам; кроме того, бухгалтер при проведении аудита сталкивается с двумя типами риска. С одной стороны, данные, включенные в отчет, могут оказаться впоследствии неправильными, с другой - в отчет не была включена информация, которая может оказаться верной. Консерватизм здесь означает, что взыскания за ошибки в бухгалтерской отчетности должны быть более серьезными, нежели за неполное раскрытие данных. Консерватизм в лучшем случае - весьма недостаточный метод отражения неопределенности оценки активов и прибыли, в худшем - он приводит к полному искажению учетных данных. Наконец, консерватизм лишает учетные данные сравнимости. Преднамеренные приуменьшения учетных данных могут привести к неудачным решениям точно также, как их преувеличения» . Вследствие этого Э. Хендриксен, М. Ван Бреда считают, что такого принципа как консерватизм в бухгалтерском учете не должно быть.

Принцип денежного измерителя. Бухгалтерский учет может использовать различные измерители: денежный, натуральные, трудовые, временные. Но денежный измеритель является предпочтительным. Однако его использование при передаче информации имеет некоторые негативные моменты. Наиболее серьезным из них является то, что денежный измеритель неустойчив во времени. Нестабильность денежного измерителя требует периодического внесения поправок в цены, по которым в различные периоды времени приобретается актив.

Принцип признания дохода. Объект должен быть признан доходом предприятия, если он яв-

ляется частью его продукта, может быть измерен, оценен (если эта оценка надежно подтверждена). В соответствии с положениями FASB доход не должен быть признан до тех пор, пока он а) не заработан, б) не реализован. «Доходы должны быть определены в периоде, в котором были завершены основные экономические виды деятельности, необходимые для создания. и распределения товаров и услуг, при условии, что имеются объективные показатели результатов этих видов деятельности. Эти два условия - завершение основной экономической деятельности и объективность показателя - выполняются на различных этапах деятельности и различных ситуациях, иногда в самый последний момент доставки продукции или предоставления услуги, а иногда ранее» .

Принцип соответствия означает процесс отражения расходов на основе причинно-следственной связи с отражением в бухгалтерском учете доходами. Расходы должны быть соотнесены с доходами, реализованными в пределах отчетного периода. Причем соответствие имеет место только тогда, когда установлена обоснованная связь между доходами и расходами. Следовательно, привязка ко времени расходов предполагает: 1) связь с доходами; 2) отражение в том же периоде, в котором отражен соответствующий доход. Однако иногда невозможно установить соответствие между доходами и расходами. Это вынудило бухгалтеров ввести критерий временной привязки расходов. Такой критерий устанавливается с помощью разграничения прямых расходов, относимых на себестоимость продукции и косвенных (периодических) расходов. Прямые расходы обычно отражаются в периоде, когда товары или услуги использованы. Если косвенные расходы приносят доход на протяжении нескольких периодов, то они включаются в состав расходов равномерно по отчетным периодам в течение всего срока .

Принцип наименьшей оценки (себестоимости или рыночной цены) представляет собой комбинацию оценок приобретения и выплаты в том смысле, что термин «рыночная цена» относится как к цене выбытия, так и к цене приобретения. С позиции инвестора - это стоимость замены (принцип стоимости приобретения). В особых случаях она представлена ценами продажи или чистой стоимостью реализации (принцип стоимости выбытия). «Если ценность товаров снижается относительно себестоимости, то при их оценке следует отступать от принципа себестоимости. Если ценность товаров утрачена вследствие порчи, морального или физического старения, изменения цен или по иным причинам, то

понесенный ущерб должен быть отнесен на снижение прибыли соответствующего отчетного периода. Определение размера потерь, осуществляется на основе принципа наименьшей оценки., который дает практическое средство измерения ценности запаса и через нее определения величины потерь, которые следует отразить на счетах бухгалтерского учета в текущем отчетном периоде» .

Затем проанализируем законодательство разных стран по рассматриваемому вопросу.

В странах западной Европы принципы бухгалтерского учета установлены Директивой ЕЭС № 4, в соответствии с которой основное предназначение бухгалтерской системы - «... обеспечить, чтобы предоставляемые ежегодные отчетные документы были разумно мотивированными, регулятивными, искренними, давали истинное и непредвзятое представление об общем состоянии дел в компании, ее финансовом положении, убытках и доходах.

Разумная мотивированность означает рациональное и логическое трактование фактов.

Регулятивность - это соответствие юридическим нормам и необходимым процедурам.

Искренность предполагает честное трактование используемого законодательства и применяемых процедур, основанное на знаниях бухгалтера, и важность данных операций» .

В Великобритании основными документами, регулирующими ведение бухгалтерского учета, являются: (Statements of standart accounting practice - SSAP), Стандарты финансовой отчетности (Financial reporting standarts - FRS), Положение о рекомендованной практике (Statemens of recommended practice - SORP). Согласно SSAP допущения и принципы, на которых базируется бухгалтерский учет, выражаются учетными концепциями такими как: действующее предприятие, преемственность учетных принципов, реальность, начисление.

В Германии ведение бухгалтерского учета основывается на предписаниях Коммерческого и Торгового кодексов, Закона о налоге на корпорации, Закона о балансах. В этих законодательных актах указаны требования, которые считаются принципами бухгалтерского учета: полнота (запись всех хозяйственных операций), правильность содержания (соответствие записей хозяйственных операций их содержанию), временные разграничения (своевременность записей и времени совершения хозяйственных операций), ясность, наглядность, возможность контроля, правильность формы

(запрет изменения первоначального содержания записей путем их заклеивания, стирания и т. д.), хронологический порядок записей (в порядке совершения хозяйственных операций) .

В Нидерландах, Франции ведение бухгалтерии строится на следующих обязательных положениях: начислении, единообразии (постоянство бухгалтерских методик), стоимости приобретения (себестоимости), недопущения взаимозачета и погашения активов и пассивов, идентичности, независимости, разумной осторожности, продолжающегося функционирования (действующего предприятия), материальности (существенности), приоритета содержания над формой, сопоставимости, нейтральности.

Поясним из данного перечня положения идентичности и независимости.

Положение идентичности означает соответствие начального баланса следующего финансового года и конечного баланса предыдущего финансового года. «Если требуется выделить прибыли от убытков, относящиеся к прошлым годам, их нельзя указывать из резервов, а надо - через отчет о прибылях и убытках за год» .

Положение независимости финансовых лет характеризует отражение прибыли и убытков каждого года независимо от предыдущих или последующих периодов.

В США основополагающими принципами бухгалтерского учета (согласно SFAC № 5) являются самостоятельность хозяйственной единицы, непрерывность ее деятельности, наличие единицы измерения, проведение учета применительно к определенному интервалу времени, принцип затрат, принцип дохода, соотнесение доходов и затрат, соотношение «затраты - результат», существенность отражаемых операций, консерватизм.

Очередным шагом развития принципов и методики бухгалтерского учета стала разработка в последней четверти XX в. Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), которые применяются транснациональными компаниями. По мнению В. Ф. Палия, «концепция МСФО наиболее полно характеризует основные принципы системы современного финансового учета, соблюдение которых определяет применимость финансовой отчетности как одного из важнейших факторов стабилизации рыночных отношений» . Хотя можно подчеркнуть, что принципы МСФО в основном совпадают с принципами GAAP США. Эти принципы представляют собой свод одиннадцати основных концепций бухгалтерского учета (Concepts of accounting GAAP IAS), разработанных Международным комитетом бухгалтеров и действующих в рамках Международных бухгалтерских

стандартов (IAS), и включают принцип денежного измерения, принцип обособленного (автономного предприятия), принцип действующего предприятия, принцип учета по стоимости, принцип двойственности учета, принцип учетного периода, принцип консерватизма, принцип реализации, принцип увязки доходов с расходами, принцип последовательности, принцип существенности.

Рассматривая принципы МСФО, В. Ф. Палий подразделяет их на основополагающие и производные. К основополагающим он относит принцип уместности отчетной информации, принцип действующей компании, принцип начисления; к производным - понятность, своевременность, существенность, применимость для прогнозирования и выверки результатов, осмотрительность, преобладание содержания над формой, полнота, надежность, сопоставимость, нейтральность (рис. 3).

Обобщая принципы бухгалтерского учета по МСФО и GAAP США, О. В. Соловьева предлагает их «разбить на три большие группы:

1) требования к качеству информации;

2) принципы учета информации (отражения информации в учете);

3) элементы финансовой отчетности» .

К первой группе О. В. Соловьева относит

полезность, уместность, своевременность, существенность, ценность, достоверность - надежность (правдивость, преобладание содержания над формой, возможность проверки, нейтральность), понятность, сопоставимость и стабильность. Ко второй группе - принципы двойной записи, единицы учета, периодичности, продолжающиеся деятельности, денежной оценки, начислений (регистрации дохода, соответствия), осмотрительности. К третьей группе - активы, обязательства, собственный капитал, доходы и расходы.

Бурное преобразование экономики и социально-общественного уклада России в 1990 гг. вызвало настоятельную необходимость в реформировании бухгалтерского учета, что, в частности, выразилось

Рис. 3. Принципы бухгалтерского финансового учета и отчетности МСФО по В. Ф. Палию

в разработке Положений по бухгалтерскому учету, которые являются в настоящее время составной частью нормативно-законодательного регулирования бухгалтерского учета в России. Значительное влияние на формирование Российских стандартов бухгалтерского учета оказал зарубежный опыт. Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности (рис. 4).

Кроме того, в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» указаны требования к формированию и оформлению бухгалтерской отчетности (рис. 5).

Рис. 4. Требования и допущения, предусмотренные ПБУ 1/98

Рис. 5. Требования, предусмотренные ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»

Таким образом, можно констатировать, что за последнее время происходит существенное сближение отечественного бухгалтерского учета с бухгалтерским учетом различных стран, но с сохранением национальных традиций.

(Окончание следует)

Литература

1. Бабаев А. Ю. Теория бухгалтерского учета: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 391с.

2. Большой толковый словарь русского языка. - СПб.: Норинт, 2000.

3. Вуд Ф. Бухгалтерский учет для предпринимателей: Пер. с англ. / Под ред. М. Н. Ермаковой. - 5-е изд. - М.: Аскери, 2002. - Ч. 1 - 250 с.

4. Галузина С. М, Пупшис Т. Ф. Международный учет и аудит. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.

5. Мюллер Г., Гернон Х., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 136 с.

6. Нидлз Б, Андерсон Х., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - 2-е изд., стереотип. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 496 с.

7. Палий В. Ф. Современный бухгалтерский учет. -М.: Бухгалтерский учет, 2003. - 792 с.

8. Соловьева О. В. МСФО и ГААП: учет и отчетность. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2004. - 328 с.

9. Финансовый учет: Учебник / Под ред. В. Г. Гетьмана. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 784 с.

10. Хендриксен Э. С., Ван Бреда М. Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я. В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 2000. -576 с.

11. Энтони (Антони) Р. Основы бухгалтерского учета. - М.: СП «Триада НТТ», 1993. - 318 с.

12. Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. и с предис. А.М. Пет-рачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993. -560 с.

Ведение бухгалтерского учета - это процедура, посредством которой осуществляется организация и регулирование бухучета обособленного учреждения любого типа. Рассмотрим, каким образом выстраивается система бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях Российской Федерации.

Ведение бухгалтерского учета в бюджетной сфере

Бюджетное учреждение — это отдельная некоммерческая организация, образованная в РФ на любом уровне с целью оказания государственных, муниципальных услуг и реализации конкретных государственных программ (7-ФЗ от 12.01.1996).

В настоящее время классифицируют 3 типа таких учреждений:

  • бюджетное;
  • автономное;
  • казенное.

Ведение бухучета на предприятии таких типов регулируется действующим бюджетным законодательством, а также 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011.

Рассмотрим три вида ГБУ в сравнительной таблице:

Наименование сравнительного параметра Бюджетное Автономное Казенное
НПА 7-ФЗ «О некоммерческих объединениях и компаниях» 174-ФЗ «Об автономных организациях» БК РФ
Основной вид деятельности Оказание услуг населению в области науки, образования, здравоохранения, социальной защиты Оказание государственных услуг и выполнение определенных функций
Возможность использования средств от приносящей доход деятельности Возможно по усмотрению организации (пп. 2, 3 ст. 298 ГК РФ)

Перечисление таких доходов в региональный, федеральный бюджеты

Основной источник финансирования Субсидирование Бюджетные средства
Документ, на основании которого осуществляется расходование средств План финансово-хозяйственной деятельности Бюджетная смета
Расчетный счет В органах Федерального казначейства В ФК и коммерческих банках В ФК
Владение имуществом Право оперативного управления
Распоряжение объектами имущества По факту получения согласия собственника имущественного объекта
Ответственность по основным обязательствам Ответственность своими активами, за исключением случаев, когда такие обязательства образованы из-за причинения вреда гражданам, при недостатке активов, которыми можно распоряжаться (ответственность остается за учредителем) Ответственность осуществляется посредством денежных средств. При недостатке таковых наступает ответственность учредителя

Как осуществляется бухгалтерский учет БУ

Особенности ведения бухгалтерского учета бюджетных пользователей предопределяются их организационно-правовой формой. При осуществлении бухучета и составлении отчетности необходимо учитывать не только нормы и правила, закрепленные действующим законодательством, но и отраслевые особенности конкретной организации бюджета: образование, наука, здравоохранение и проч. Финансово-хозяйственная деятельность в БУ, АУ и КУ строится исходя из следующих характеристик:

  • учет в разрезе КОСГУ и КБК;
  • контроль за исполнением доходных и расходных статей сметы;
  • казначейская система исполнения бюджета;
  • классификация кассовых и фактических расходов.

Отчетность в обязательном порядке должна предоставляться в вышестоящие контролирующие органы в установленные сроки (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно). Баланс БУ существенно отличается от коммерческих организаций структурой обязательств и активов предприятия.

Порядок применения классификации по КБК утвержден Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (применяется с 2020 года). Инструкция по составлению и подаче отчетности об исполнении бюджета, формы такой отчетности и правила их заполнения представлены в Приказах Минфина № 191н от 28.12.2010 и № 33н от 25.03.2011. Первичка и основные учетные регистры закреплены Приказом № 52н от 30.03.2015.

Основные правила ведения бухгалтерского учета в БУ, АУ, КУ заключаются в следующем:

  1. Бухгалтерский учет ведется только в рублях.
  2. Бухгалтерский учет ведется на постоянной основе, начиная с момента регистрации организации.
  3. Основы бухучета, а именно бюджетный план счетов и инструкция его применения, утверждены Приказом Минфина № 157н от 01.12.2010. Ключевой метод — двойная запись по корреспондирующим счетам.
  4. Аналитические данные должны соответствовать оборотам и сальдо в разрезе синтетических счетов.
  5. Каждая финансово-хозяйственная операция должна быть зарегистрирована, проведена и подтверждена первичной документацией.
  6. Учреждению необходимо самостоятельно разработать и утвердить учетную политику.
  7. В БУ необходимо обеспечить должный уровень внутреннего контроля.
  8. Все активы и обязательства учета надлежит периодически пересчитывать.
  9. Информация, предоставляемая БУ, АУ, КУ в отчетах, должна быть актуальной и достоверной.

Принципы бухгалтерского учета и отчетности БУ базируются на таких ключевых понятиях, как законность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, правильность, осмотрительность, сопоставимость, своевременность и денежная измеряемость.

Учетная политика учреждения

Правила бухгалтерского учета предусматривают обязательное следование положениям собственной учетной политики предприятия. С 01.01.2019 учетная деятельность организации строится на основании Приказа № 274н от 30.12.2017 об утверждении федерального стандарта бухучета об учетной политике для учреждений государственного сектора. В соответствии с нормами федеральных стандартов, каждому бюджетному учреждению необходимо разработать свою учетную политику (Письмо Минфина РФ № 02-06-05/30974 от 08.05.2018).

Под учетной политикой понимается свод основных способов, методов и правил бухучета в учреждении. Порядок составления УП пользователи также находят в ФЗ № 402 и ПБУ 1/2008.

Учетная политика — это документ, который в первую очередь отражает методологию работы с реальными активами и обязательствами организации. Изменения в этот документ вносятся один раз в год — перед началом нового отчетного периода. Однако предусмотрен ряд ситуаций, когда корректировка УП проводится в течение календарного года.

В УП 2020 года, составленной согласно ФСБУ и действующему законодательству, прописываются следующие аспекты:

  • выбранная форма бухучета;
  • структурные и отраслевые особенности финансово-хозяйственной деятельности;
  • способы амортизации, применяемые в бюджетном учреждении;
  • используемые нормативно-правовые акты, первичные документы (журналы, отчетные формы);
  • ответственные сотрудники;
  • порядок отражения операций с доходностью и затратами, материалами, основными средствами и проч.;
  • методы оценки объектов бухучета;
  • правила инвентаризации;
  • рабочий план счетов и т. п.

Ответственным за формирование и соблюдение правил ​УП назначается главный бухгалтер или иной сотрудник, отвечающий за бухучет на предприятии.

Бюджетный план счетов

Минфин разработал для бюджетной сферы единый план счетов и инструкцию по его применению (Приказ Минфина № 157н от 01.12.2010). Указанный регистр действителен и для государственных органов, и для БУ. В самом же едином плане есть указание, что каждый тип государственных организаций должен использовать частный план счетов:

  • АУ — Приказ № 183н от 23.12.2010;
  • БУ — Приказ № 174н от 16.12.2010;
  • КУ — Приказ № 162н от 06.12.2010.

ПС для БУ, АУ, КУ состоит из балансовых и забалансовых счетов. Балансовые счета поделены на пять разделов:

  1. Нефинансовые активы (ОС, НМА, НПА, ПЗ, готовая продукция, амортизация, расходы, вложения в НФА).
  2. Финансовые активы (денежные средства, ЦБ, дебиторская задолженность и т. п.).
  3. Обязательства (платежи, кредиторская задолженность).
  4. Финансовый результат (счета учета доходов и расходов).
  5. Санкционирование расходов (ассигнования, ЛБО, плановые показатели).

На забалансовых счетах отражается движение в стоимостной оценке тех активов, которые не принадлежат организации, либо по установленным причинам не могут быть учтены на балансовых счетах. Например, основные средства стоимостью до 10 000 рублей.

Особенности составления бухгалтерских проводок

Принципы ведения бухгалтерского учета подразумевают отражение результатов финансово-хозяйственной деятельности посредством бухгалтерских проводок. Проводка — это инструмент учета, при помощи которого записываются операции учреждения.

Схема составления проводок довольна проста — каждая операция записывается по дебету одного и кредиту другого (корреспондирующего) счета учета. Данный способ получил название двойная запись. Метод двойной записи — это ключевой принцип ведения бухучета.

Все счета учета подразделяются на три вида:

  • активные — на них проводятся активы организации;
  • пассивные — необходимы для отражения источников формирования активов, то есть пассивов;
  • активно-пассивные, или смешанные — для записи попеременно сформировавшейся дебиторской и кредиторской задолженности перед контрагентами на одном и том же счете, а также для учета активных и пассивных финансовых результатов.

При этом в проводке могут быть учтены следующие комбинации счетов:

  • актив — пассив;
  • актив — активно-пассивный;
  • пассив — активно-пассивный;
  • два активно-пассивных счета.

Федеральные стандарты БУ

Бухучет учреждения регулируется не только законодательными нормами, но и, согласно ст. 21 402-ФЗ, федеральными, отраслевыми стандартами, стандартами экономического субъекта и различными методическими рекомендациями.

Под федеральными стандартами учета понимается документация, определяющая ключевые требования к организации и осуществлению учета на предприятии. Федеральные стандарты обязательны к использованию всеми организациями, в том числе бюджетными и государственными учреждениями.

ФС разработаны с целью корректного и эффективного ведения учетной деятельности. Каждый стандарт регламентирует какой-либо раздел учета. При этом стандарты могут определять специальные требования к бухучету организаций, относящихся к бюджетной сфере РФ.

В 2020 году начали действовать пять стандартов:

  • концептуальные основы учета и отчетности организаций госсектора (Приказ Минфина России № 256н от 31.12.2016);
  • основные средства (Приказ № 257н от 31.12.2016);
  • аренда (Приказ № 258н от 31.12.2016);
  • обесценение активов (Приказ № 259н от 31.12.2016);
  • предоставление отчетности (Приказ № 260н от 31.12.2016).

С 2020 года также введены новые стандарты:

  • учетная политика, оценочные знания и ошибки (Приказ Минфина РФ № 274н от 30.12.2017);
  • события после отчетной даты (Приказ № 275н от 30.12.2017);
  • отчет о движении денежных средств (Приказ № 278н от 30.12.2017);
  • доходы (Приказ № 32н от 27.02.2018);
  • влияние изменений курсов иностранных валют (Приказ № 122н от 30.05.2018).

Все стандарты будут вводиться постепенно вплоть до 2021 года.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях: как правильно вести, чем отличается от коммерческого учета, как правильно формировать отчетность. Из данного материала вы узнаете все нюансы работы с бюджетными поступлениями, правила отражения операций в проводках и особенности сдачи отчетов.

Бухгалтерский учет в коммерческих и государственных организациях имеет общую основу, общие принципы и законодательную базу. Но есть и различия: бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях отличается методами, которые используются при формировании счетов и проводок. Работа с государственными деньгами – ключевой фактор, порождающий различия в методике.

Бухгалтерский учет в государственных учреждениях основан на работе с бюджетной сферой b имеет дополнительные нормативно-правовые акты (не применимые к коммерческим организациям) и требования к отчетности. В бюджетной сфере ведется тотальный контроль за всеми операциями. Это необходимо учитывать при организации отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Не каждое некоммерческое учреждение можно назвать бюджетным, в законе выделено порядка 30 разных форм некоммерческих учреждений. Точно также не каждое государственное или муниципальное учреждение является бюджетным – существуют автономные, казенные и, собственно, бюджетные организации (Закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Разница проявляется в нюансах - методы работы, задачи, способы финансирования и т.д. В данном материале речь пойдет строго о бюджетных компаниях.

Госпредприятия имеют различия, которые выражаются в методах работы с поступающими от государства и собственными средствами. В частности, казенные предприятия не могут распоряжаться полученной от коммерческой деятельности (в разрешенных по закону объемах и формах) прибылью в своих целях, они обязаны отдавать их в счет дохода государства. Это не касается других форм. Бухгалтерский учет в казённых учреждениях должен учитывать этот фактор.

При работе с документами и бухгалтерией следует понимать, чем бюджетники отличаются от прочих форм организации государственного предприятия.

Бюджетное учреждение (бюджетная государственная организация) – это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом для оказания услуг (обслуживания) населения. Основная сфера работы - образование, медицина, культура и досуг и т.д. Такое предприятие на государственные деньги оказывает услуги или производит работы по заказу государственных органов. Источником средств могут быть различные субъекты РФ. Основная задача бухгалтерского учета в бюджете – точное отражение передвижений и расходования полученных от государства денег.

Бюджетное учреждение по закону может вести коммерческую деятельность, доход от которой используется на собственные нужды. Однако основной источник финансирования – государственные и муниципальные субсидии. Коммерческая составляющая строго контролируется и не может превышать определенный процент от общего дохода.

Учреждение причисляется к бюджетной форме на основании решения уполномоченного органа, а также на основании учредительной документации, где указана форма организации.

Бюджетный учет – единая государственная упорядоченная система сбора, обработки (регистрации) и обобщения информации о состоянии финансовых и нефинансовых активов РФ и ее субъектов. Термин «бюджетный учет» часто применяется в отношении бюджетных учреждений, но это не совсем верно. Согласно закону бюджетный учет ведут казенные госучреждения, а вот остальные занимаются бухгалтерским учетом. Эти понятия не следует смешивать, так как существует различие в методах работы.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

Сервис по составлению учетной политики и плана счетов

Особенности формирования плана счетов бюджетного учреждения

Номер каждого счета в рамках ПС состоит из двадцати шести разрядов и формируется по следующей схеме: 1-17 – классификатор поступления (и выбытия) денежных средств, 18 – вид деятельности организации, 19-21 – код синтетического счета ПС, 22-23 – код аналитического счета ПС, 24-26 - код классификации операций сектора государственного управления (вид поступления).

В номер счета ПС включен код классификации, который позволяет проводить мониторинг передвижения государственных денег. План счетов бухгалтерского учета содержит порядка двух тысяч доступных счетов, однако на практике бухгалтеры пользуются далеко не всеми. Для текущей деятельности предприятие разрабатывает собственный ПС, в который входят только те счета, которые необходимы в процессе работы.

В работе учреждения активно используются счета, входящие в следующие группы:

  • Нефинансовые активы. Основные средства учреждения, его нефинансовые активы. План счетов бухгалтерского учета бюджета, в отличие от ПС коммерческих организаций, содержит отдельный счет для вложений в материальные запасы.
  • Финансовые активы. Операции с депозитами, акциями, ценными бумагами и т.д. Здесь же – работа с дебиторскими задолженностями.
  • Обязательства. Расчет со сторонними поставщиками и подрядчиками, операции по работе с кредиторами.
  • Финансовый результат. Информация о финансовых итогах деятельности учреждения: доходы-расходы, годовые итоги и т.д.
  • Санкционирование расходов. Учет государственных вливаний и обязательств.

Обращаем ваше внимание, что закон разрешает органам государственной власти и другим уполномоченным органам введение дополнительных разрядов в код аналитического счета ПС в случаях, когда это необходимо внутренним пользователям для работы.

Счета в плане счетов бухгалтерского учета бывают двух видов: активные (учет движения активов предприятия) и пассивные (учет источников формирования и движения средств предприятия).

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения

Проводки в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются на основании правил, представленных в инструкции к единому плану счетов. При составлении проводок необходимо руководствоваться общими правилами бухучета, применяемыми для всех типов организаций.

Нормативные документы и стандарты бухгалтерского учета в 2019

Бухгалтерский учет в бюджете строго контролируется законодательством.

Основные положения и требования к бухучету содержатся в Федеральном законе №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Этот документ формирует правовую основу, на которую должен опираться бухгалтер при работе со счетами.

При ведении учета нужно ориентироваться на Федеральные стандарты бухучета.

Справочник по Федеральным стандартам

Единый план счетов для госучреждений описан в Инструкции 157н, а именно для бюджетных учреждений в Инструкции 174н.

Также бухгалтерский учет в бюджете должен принимать во внимание прочие нормативно-правовые акты, уточнения, письма и инструкции, выпускаемые государственными и муниципальными органами, уполномоченными работать с бюджетными средствами.

Требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

В своей работе бухгалтер должен опираться на общие принципы и задачи бухгалтерского учета и учитывать особенности бюджетной сферы. К ним относятся необходимость вести контроль за точным исполнением утвержденного бюджета, проведение мероприятий по поиску дополнительных доходов, а также необходимость учитывать отраслевые особенности. Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях имеет более сложную систему методов и более высокий уровень контроля точности.

Общие правила ведения бухучета должны учитывать следующие принципы: законность, правильность, осмотрительность, достоверность, независимость, постоянство, доступность, уместность, сопоставимость, превосходство формы над содержанием, своевременность, денежные измерители (ФЗ № 402). Помимо этого, бухучет в бюджете должен учитывать принципы и правила работы с бюджетными деньгами.

Задачи бухгалтерского учета в бюджете:

  • Формирование и предоставление контролирующим органам полных и достоверных данных о состоянии активов и движении средств на предприятии (как государственных средств, так и полученных от коммерческой деятельности);
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе выполнения плана по доходам и расходам бюджетных средств;
  • Своевременное предоставление необходимой (и точной) информации о ходе исполнения сметы расходов, участвующих в исполнении государственного бюджета.

Основные требования к бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях:

  • Учет должен вестись только в национальной валюте (рублях);
  • Учет ведется постоянно с момента регистрации предприятия;
  • Содержание аналитического отчета должно соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета;
  • Каждая хозяйственная и инвентаризационная операция должна подлежать обязательной регистрации.

Под учет попадают все хозяйственные операции, имущественные объекты и обязательства компании.

В бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях важна своевременность: все операции должны вовремя быть зарегистрированы и отражены.

Ответственность и штрафы . С 9 июня для учреждений госсектора ввели специальные штрафы за искажение бухгалтерской и бюджетной отчетности. Президент подписал Закон от 29.05.2019 № 113-ФЗ, который внес поправки в статью 15.15.6 КоАП. Размер штрафа зависит от процента искажения отчетных показателей.

Отчетность за бухгалтерский учет

Правила заполнения и сдачи отчетности описаны в Инструкции 33н .

Бухгалтерская отчетность в бюджете ведется строго на основании Плана счетов, о котором говорилось выше – все требования к отчетности прописаны в соответствующей инструкции. Действует общепринятый принцип двойной записи для всех совершенных операций предприятия: каждое изменение состояния средств, находящихся на балансе учреждения, должно быть отражено, минимум, в двух разных счетах. Все операции отражаются только по факту их совершения (метод начисления), ценности и находящиеся на балансе активы учитываются отдельно.

Что касается сроков, то тут нет существенных отличий от обычного порядка бухучета.

Периодичность отчетности в бухгалтерском учете в учреждениях:

  • 1 раз в квартал (1 апреля, 1 июля и 1 октября отчетного года);
  • Годовая отчетность (1 января года, следующего за отчетным).

Отчетным считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Отчетной датой (дата, на которую составляется бухгалтерская отчетность) считается последний календарный день отчетного периода. Исключение составляют случаи, когда проводится реорганизация или ликвидация учреждения, а также случаи, когда бюджетное учреждение проходит процесс преобразования в казенное.

В бухгалтерском учете в бюджете отчетность заполняется исключительно в рублях с учетом копеек до двух знаков после запятой (использование других валют недопустимо согласно принципам работы с государственными деньгами). Документы должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером, а в некоторых случаях, руководителем финансово-экономической службы бюджетного учреждения (если таковая имеется на предприятии). Эти же лица несут ответственность перед государством.

В балансе бюджетного учреждения реализуется принцип двусторонности: хозяйственные средства отражаются по вещественному составу и размещению (актив) и источникам формирования, целевому назначению (пассив).

В бухгалтерском учете в бюджете баланс имеет особую структуру. К активу относятся внеоборотные активы (средства для долгосрочного использования) + оборотные (средства, предназначенные для использования в ходе уставной хозяйственной деятельности) + затраты. К пассиву – собственный капитал + обязательства + доходы.

Поскольку бюджетные организации собственных средств не имеют, они покрывают все расходы за счет государственных ассигнаций и поступления специальных средств. Движение этих средств отражается в отчетности.