Селфридж и Selfridges. Все без ума от Гарри! Некролог гарри селфриджу Гарри гордон селфридж

Рождество 1937 года. На крыше универмага Selfridge’s в предвкушении волшебства толпятся дети. В морозном воздухе, нарастая и приближаясь, слышен рокот мотора. Задрав головы вверх, детвора замерла от восторга: покачивая крыльями, над ними описал широкий круг самолет Санта-Клауса. Через несколько минут как по мановению волшебной палочки он сам с американским флагом в руках появился на огромных мотосанях на Оксфорд-стрит. Прошло еще немного времени — и его голова показалась из установленной на крыше декоративной печной трубы. Дети в полном восторге. Волшебником, сотворившим это чудо, был Гарри Гордон Селфридж.

Гарри Селфридж

Когда предприимчивый и амбициозный американец приехал в 1907 году покорять Лондон, ему было уже за пятьдесят. За плечами у него были четверть века работы в чикагском универмаге «Маршалл Филд», огромный опыт революционных преобразований в мире ритейла и горячее желание «облагородить торговлю», создав магазин своей мечты.

Собственно, превращением бывшей сто лет назад тупиковой Оксфорд-стрит в главную торговую улицу не только Лондона, но и всей страны мы обязаны стараниям Гарри Селфриджа и удаче, без которой в больших начинаниях не обойтись: первая удача заключалась в том, что у делового партнера Селфриджа Сэмюэла Уоринга была здесь недвижимость под снос; вторая и главная — в том, что на Оксфорд-стрит располагались сразу несколько станций Центральной линии подземки, перевозившей по сто тысяч человек в день.

Чтобы выкупить землю под строительство, требовалась астрономическая по тем временам сумма в полмиллиона долларов. Бизнес-партнер Селфриджа, вынужденного, обналичивая последние активы, даже продать дом в Америке, не только ни разу даже не потянулся за кошельком, но и сумел подзаработать на Гарри: тот, переехав с семьей в Великобританию, снял роскошную усадьбу Уоринга в Кенте. В конце концов партнерство было разорвано. Для Гарри Селфриджа, оставшегося с огромным котлованом ценой более миллиона долларов и проектом, на завершение которого у него не было денег, это была катастрофа.

Строительство универмага Selfridge’s

Положение спас чайный магнат Джон Маскер, на паях с которым было создано ООО «Селфридж и компания». В апреле 1908 года строительство возобновилось. Архитектурные амбиции любившего производить сильное впечатление американца разбились о суровый гранит градостроительных норм, и вместо планировавшегося изначально здания в стиле неоклассицизма высотой в 6 этажей и с башней посередине пришлось довольствоваться 5-этажным кубом без затей.

Торжественное открытие универмага состоялось 15 марта 1909 года. Чтобы посетители (так Селфридж предпочитал называть покупателей) чувствовали себя как дома, всем им были вручены подарочные серебряные ключики. Большинство пришли просто посмотреть в полном соответствии с внедренной Селфриджем еще 30 лет назад в универмаге «Маршалл Филд» в Чикаго концепцией «прогулки по магазину». Наконец-то в магазин можно было зайти просто посмотреть на вещи, ничего не покупая и не нарываясь при этом на хамство администратора.

Оформление одной из витрин Selfridge’s в 1920 году

Стратегия Селфриджа заключалась в том, чтобы первым делом заманить посетителей, а потом удержать их. После этого покупка не заставит себя ждать. Соблазны начинались еще на подступах к цитадели шопинга. До Селфриджа витрины в Лондоне оформлялись по принципу «у нас продается вот это, это и еще вот это». Витрины же Selfridge’s рассказывали истории. К открытию универмага Эдвард Голдсман создал изысканные композиции, вдохновленные Ватто и Фрагонаром. Увидев их, сотрудники магазина буквально онемели сперва от восторга, а затем, когда вдруг сработала противопожарная система и залила изрядную часть шедевров, — от ужаса.

Один из торговых залов Selfridge’s

Внутри было все для провозглашенного Гарри Селфриджем наслаждения покупками: вместо запертых на ключ стеклянных шкафов — прилавки и столы с разложенным на них товаром, чтобы все можно было попробовать на ощупь; здесь были «зал тишины», где можно было отдохнуть от шопинга, библиотека с самыми свежими газетами и журналами, почтовое отделение, пункт первой помощи с дежурной медсестрой, пункт обмена валюты, камеры хранения, роскошные гардеробные для мужчин и женщин, где совершенно бесплатно полировали ботинки, меняли шнурки и пришивали пуговицы, парикмахерская для мужчин, дамский салон красоты, прообраз современного консьерж-сервиса, сотрудники которого могли забронировать все, что угодно, — от билетов на поезд или в театр до номера в отеле или каюты на пароходе до Нью-Йорка. А информационное бюро Selfridge’s не уступало по находчивости гуглу — здесь знали ответы на самые каверзные вопросы.

Практически в одночасье универмаг стал одной из главных достопримечательностей британской столицы и must visit для знаменитостей, которые заносили свои имена на скрижали истории Selfridge’s палочкой с алмазным наконечником на оконном стекле в офисе Гарри.

Селфридж и Selfridge’s

Прославился и создатель чудо-магазина. Когда в половине девятого утра Гарри Селфридж приезжал на работу, у входа его уже ждали жаждавшие взглянуть на человека-легенду. Рабочий день представлял собой череду строго выверенных по часам ритуалов. Первым его посетителем был сотрудник магазинной парикмахерской — массаж головы, обертывание горячим полотенцем и легкая восковая депиляция усов и бровей; затем мастер маникюра чистил и подпиливал ему ногти — заботиться о своем внешнем виде Гарри с детских лет приучила мать. Затем из отдела мужского костюма приносили несколько свежевыстиранных шелковых сорочек на случай, если перед вечерним выходом Вождь, как его за глаза называли подчиненные, захочет переодеться. До блеска начищались его ботинки со специальными стельками, добавлявшими несколько сантиментров роста. Сдувались малейшие пылинки с шелкового цилиндра. Флорист приносил две охапки цветов: Селфридж собственноручно выбирал одну розу для вазы на рабочем столе и орхидею для бутоньерки.

После этого наступал черед утренней почты, а ровно в 9.30 Гарри-скороход, надев шляпу, отправлялся в обход своих владений. Ничто не могло укрыться от его внимательного взгляда. Если замечал где-то пыль, просто выводил пальцем на поверхности свои инициалы. Он был скуп на похвалу, но зато и никогда никого публично не критиковал. Все, что требовало подробного обсуждения, записывалось карандашом прямо на манжете. Затем, взглянув на часы — они всегда шли у него на пять минут вперед («чтобы я мог прожить на пять минут дольше»), — он переходил в следующий отдел. Обход занимал больше часа. За это время он успевал повидаться более с чем тысячей человек.

Селфридж считал, что время бесценно и что 15 минут достаточно, чтобы решить большинство вопросов. Поэтому встречая входящих в его кабинет посетителей, без лишних предисловий приглашал переходить сразу к делу вопросом «Чем могу быть полезен?» — и тут же переворачивал большие песочные часы.

Удивительно, но еще будучи подростком, Гарри Селфридж осознал всю силу рекламы и все могущество прессы, которая может как способствовать процветанию бизнеса, так и уничтожить его. В 13-летнем возрасте вместе с одноклассником Питером Лумисом они выпускали журнал «Блуждающий огонек». Гарри уже тогда проявил свои незаурядные таланты, привлекая рекламодателей из числа местных предпринимателей. Лумис вспоминал:

Всю жизнь он бережно и тщательно выстраивал отношения с прессой. Его пресс-атташе стал бывший журналист Джеймс Конели. Он организовал т.н. «Журналистский клуб», где было все необходимое для репортерской работы — пишущие машинки, телефоны, канцелярские принадлежности и наполненный под завязку бар. В особом календаре были отмечены дни рождения редакторов газет и журналов — по такому случаю, а также на Рождество и Пасху им отправлялись подарки. Супруги же пишущей братии всегда могли рассчитывать на лучший столик в ресторане универмага.

Рождественское оформление одной из витрин Selfridge’s в 2016 году © Анастасия Сахарова

Селфридж тратил огромные деньги на рекламу, при этом отличительной чертой его рекламных объявлений была честность: повсеместно используемые сегодня продавцами обманчивые заголовки и ценники со звездочками были несовместимы с его предпринимательской и жизненной философией.

Финансовая стабильность пришла через три месяца после открытия магазина, когда Селфридж смог привлечь инвестиции, разместив на рынке акции компании. Однако Гарри был не из тех, кто почивает на лаврах.

Зарабатывание денег — не главный мой мотив. Мной движет идея большой игры»,

— признался он как-то в интервью. Даже его собственные дети не могли встать из-за стола после завтрака, не предложив как минимум три новые идеи, что уж говорить о сотрудниках. Многое из того, что мы сейчас считаем само собой разумеющимся, сто лет назад было революцией в мире торговли. И эта революция происходила на Оксфорд-стрит. Художественная выставка в торговом центре? Селфридж организовывал такие еще в 1909 году. Кулинарные мастер-классы с демонстрацией кухонной утвари из отдела товаров для дома? 1912-й. Появились подарочные сертификаты. Открылся отдел товаров для домашних животных. В 1911 году Селфридж открыл на первом этаже универмага отдел выгодных покупок. Основным отличием этого отдела было то, что здесь работала система самообслуживания и покупатели сами относили свои покупки домой. Впоследствии товары со скидкой можно было найти уже по всему магазину на отдельных ярких «выгодных прилавках».

Твердо вознамерившись сделать так, чтобы в магазин приходили и мужчины, Селфридж открыл тир на крыше универмага. Позднее в Selfridge’s появился даже свой отдел авиации, где можно было не только купить сделанный на заказ аэроплан — не говоря уж о подходящей экипировке, — но и под руководством опытных летчиков поучиться управлять самолетом на авиасимуляторе. Идя в фарватере моды и прогресса от авиации, радио и телевидения до бижутерии, парфюмерии и косметики, бизнес Гарри Селфриджа процветал.

А тем временем не привыкший ни в чем себя ограничивать Гарри Селфридж все больше денег спускал во французских казино и на своих любовниц. Особенно дорого ему обходились близняшки Дженни и Рози Долли. По скандальном завершении танцевальной карьеры сестрички прославились в мире азартных игр. Дженни, состоявшая в интимной связи с Гарри, строила свои финансовые отношения с ним по очень простой схеме: выигрыши оставляла себе, а проигрыши оплачивал ее щедрый любовник. Положение усугубилось с начавшейся в 29-м году Великой депрессией, подкосившей и европейскую экономику. Обеспокоенная не только сокращением прибыли, но и бездумными растратами мистера Селфриджа, страховая компания Prudential , один из главных акционеров компании, посадили в совет директоров своего человека мистера Х.А. Холмса. К концу 1939 года задолженность Гарри Селфриджа перед универмагом составляла 118 тысяч фунтов, перед налоговой — четверть миллиона; кроме того, он был должен банку «Мидленд» (гарантией всех этих долгов служили акции компании). Расплачиваться по счетам ему было нечем: даже аренду Брук-Хауса, где он тогда жил, оплачивала компания. Селфриджу поставили ультиматум: либо он полностью отойдет от дел, либо компания потребует немедленного погашения задолженности.

Гарри Селфридж

Однако даже после отставки он по-прежнему практически ежедневно приходил в универмаг и в своем старом кабинете, как когда-то в детстве с мамой, играл со своим бывшим секретарем мисс Мепхэм в «Давай представим». Они представляли, что работают с письмами, докладными записками, приглашениями и совещаниями, а затем он, как раньше, шел инспектировать магазин.

Испугавшись слухов о том, что бывший Вождь Selfridge’s лелеет замысел чего-то нового, мистер Холмс отправил ему письмо с рекомендацией покинуть кабинет генерального директора. Его лишили трети пенсии и услуг мисс Мепхэм. А взамен выделили комнатку в здании напротив, тоже принадлежащем компании. Там он продолжал по несколько часов в день сидеть в одиночестве и писать письма влиятельным знакомым, предлагая свою помощь в условиях начавшейся войны в тщетной надежде, что сможет быть кому-то полезным. В конце концов он перестал приходить.

Впрочем иногда на углу Дюк-стрит можно было видеть старика, который, опираясь на трость и задрав седую голову вверх, смотрел на здание Selfridge’s . Одет он был старомодно, одновременно потрепанно и изысканно — потрескавшиеся и изношенные едва не до дыр ботинки, видавший виды воротничок, побитая жизнью шляпа. Один раз проходивший мимо полицейский даже принял его за бродягу и арестовал.

8 мая 1947 года в возрасте 91 года Генри Гордон Селфридж умер во сне. Его похоронили близ церкви Святого Марка в Хайклиффе, рядом с любимыми женой и матерью. У его семьи не нашлось денег на надгробие, а сотрудникам универмага оплатить установку памятника просто не пришло в голову.

Гарри Гордон Сэлфридж был третьим сыном в семье Оливера и Луизы Сэлфриджей. После того, как его отец бросил семью, а братья умерли, он остался единственным кормильцем для своей убитой горем матери. Стоит отметить,что парень обладал незаурядным умом и уже к 25 годам стал младшим партнером Field, Leiter & Company (предшественники Macy’s). Позже он женится на Розали Бэкингем и у них рождаются 4 замечательных детей.

Луиза Сэлфридж. Мать Гарри. Розали Бэкингем.
Розали с детьми: Гарри Гордон Сэлфридж младший, Розали, Вайолет и Беатрис Сэлфридж. Розали с дочерью Вайолет. Дочь Гарри - Розали.

А теперь, самое интересное! В 1906 году Гарри попадает в Англию. Для себя уже опытный ритейлер отмечает, что в Старом Свете торговля идет «скучно», и он решает построить свой собственный универмаг на Оксфорд Стрит, которая тогда еще не была центром модного мира Лондона.


Новый магазин открывается в 1909 году. Его открытию предшествовала масштабная рекламная акция. Афишами был увешен весь город.После небольших лавок и универмагов, это грандиозное пятиэтажное здание в пол улицы привлекало к себе внимание. В день открытия Selfridge’s толпу сдерживали 30 полицейских!

Приглашение на открытие магазина. Рекламная вывеска
Реклама на дилижансе.
Фото в день открытия.

Каждый, кто приходил в Selfridge’s в первую неделю получал в подарок серебряный ключик, который служил напоминанием о том, что в универмаге всегда рады своему клиенту.


До 1929 года проходило постоянное расширение магазина. Появлялись новые отделы и секции


Скульптура при входе. Композиция, украшающая вход с Оксфорд стрит.

Интерьеры магазина восхищали своей красотой. Вот, например, лифты в стиле арт-деко, украшенные знаками зодиака. В Selfridges лифтерами служили молодые женщины.


Именно Гарри Гордон Сэлфридж подарил миру современные правила торговли. Именно ему принадлежит фраза «Клиент всегда прав». Именно он придумал наши любимые распродажи и стал украшать свой универмаг к каждому празднику.



Гарри Сэлфриджу также принадлежит идея купонов на скидки, подарочных сертификатов и карточек постоянного клиента.


Кроме того, он первый решил выкладывать товары прямо в зале, чтобы покупатель сам мог их осмотреть и выбрать понравившийся.

"Он думал, что его клиенты обязательно должны иметь возможность потрогать товары, почувствовать их запах, вкус, а не держать их все время взаперти на витрине, под стеклом, товар должен был воздействовать на все органы чувств, и быть по-своему столь же захватывающим, как секс". – Джереми Пивен.

В «Selfridge’s» было создано все для того, чтобы клиент оставался в нем как можно дольше. Для отдыха в универмаге располагались: элегантные рестораны с умеренными ценами; для женщин - салон красоты Elizabeth Arden; для мужчин - библиотека, где муж мог почитать газету, пока его жена делает покупки; комната первой медицинской помощи.


Selfridge"s в конце 40-х.
Комната тишины, где уставшие покупатели могут отдохнуть и набраться сил перед новым броском по отделам.

Кроме того, от сотрудников магазина требовали почтительности и уважения к клиентам, а также ненавязчивой помощи.

“Я появился, когда женщины захотели выйти и почувствовать самостоятельность. Они пришли в мой магазин и реализовали свои мечты”- Гарри Селфридж.

Еще одна инновация мистера Сэлфриджа – это перенос отдела парфюмерии и косметики прямо ко входу в универмаг, чтобы ароматы привлекали новых клиентов. Кроме того, Сэлфридж первым предложил выпускать недорогие духи для простых дам.

Декорирование витрин стало настоящим искусством. Витрины были ярко освещены даже ночью, чтобы прохожие в любое время суток могли остановиться и задуматься о покупках.


Самой главной достопримечательностью магазина был... сам его хозяин! Всегда элегантно одет, подтянут, с жемчужной булавкой в галстуке и цветком в петлице, Гарри стал, по словам одного репортера, "так же популярен в Лондоне, как Биг Бен"


Гарри Гордон Сэлфридж на одном из своих последних приемов.

Удивительные перфомансы устраивал в своем магазине Гарри Гордон Сэлфридж. Так, в 1909 году, в магазине выставлялся моноплан Луи Блерио, на котором пилот пересек Ла Манш.

В 1925 году клиенты Сэлфриджа первыми увидели телевидение. А позже, первыми смогли прокатиться на эскалаторе!

"Я готов торговать всем, от аэропланов до сигар", - заявлял Гарри Селфридж.

Крыша универмага также не застаивалась. Там был разбит настоящий сад, где проводились модные показы, располагались площадки для игры в гольф и летние кафе.


В годы войны магазин сильно пострадал от бомбежек, и мистер Сэлфридж зарекся разбивать сады на крыше своего детища.


Но кроме своей любви к работе, Гарри Гордон Сэлфридж любил играть. И его азарт погубил его. После смерти жены в 1918 году, за 10 лет Сэлфридж спустил свое состояние и влез в долги. Его исключили из совета директоров собственного торгового дома. Он потерял дома, коллекцию машин и конюшню с породистыми скакунами. К 1947 году (году своей смерти) человек, подаривший нам радости шопинга, жил всеми забытый и покинутый.

Мистер Сэлфридж с дочерью Розали спешит на свадьбу внучки.
Дом, который снимали Сэлфриджи.

Кстати, гениальность все-таки передается генетически! Вот например, дочь Гарри, Вайолет стала одной из самых знаменитых женщин-пилотов.

(Персонажи и прототипы.)

Я сейчас смотрю сериал, который сделало BBC, "Mr. Selfridge"
Почему именно его?
Я много раз писал, что люблю производственные романы и производственные фильмы.
Это производственный фильм. Он рассказывает о Гарри Селфридже, реальном человеке, который приехал из Америки и произвел в поствикторианской Англии революцию в торговом деле.
Он основал огромный универмаг, который был в какой-то степени прообразом шопинг моллов, т.е. мест, где приходили не только за покупками, а чтобы просто провести время, где под одном крышей было много разных сервисов.
Например, рестораны. Кроме того, там впервые в Англии товары стали выкладываться свободно на легко доступные прилавки, а не прятались от покупателя и выдавались только бдительными продавцами для ознакомления, как это было до того.
Ну и наконец, он первым в Англии внедрил формулу: "Клиент всегда прав." Потом его первый огромный универмаг превратился в процветающую сеть магазинов, а потом... он разорился и умер в бедности.
Хоть основанная им сеть существует до сих пор. Но с 1941-го года она ему уже не принадлежит, а он умер 6 лет спустя, в 1947-м году.
Я посмотрел только три серии но вопросов к постановщикам сериала уже накопилось много.
Сначала тот вопрос, который я поставил в заголовок.
Вот Гарри Гордон Селфридж:

в фильме,и в реальности.

Реальный Селфридж, типичный англосакс, даже киплинговского облика из "Несите бремя белых".
Бороды у него кстати нет.

Его кинематографический двойник по внешности - типичный еврей, да еще с бородой.

Я понимаю, что торговля у обычного зрителя ассоциируется сугубо с евреями, всем известно, что евреи даже родную мать продадут, если им заплатят.
(хоть мне неизвестен ни один случай продаж родной матери сыновьями-евреями, но раз народ говорит...)
Тем не менее, речь ведь идет о реальном и достаточно известном человеке, там еврейским происхождением и не пахло, да и в торговле англосаксы ни в чем евреям не уступали.
Почему же именно Джереми Пивен был приглашен на роль Гарри Гордона Селфриджа?
Кстати, мягкий знак семья Пивен потеряла уже в Америке, фамилия тех, кто приехала в Америку с Украины конечно была "Пивень". Это петух по-украински, если кто не знает.
Вот и Джереми Пивен, происхождения которого не вызывает сомнения, он конечно еврей из Нью-Йорка:
ВИКИ:
Piven was born in Manhattan, New York City. He raised in a Reconstructionist Jewish household
играет свою, роль прохаживаясь петухом, среди красавиц-курочек и покрывая тех из них, которые ему приглянулись.
Наверно он знает, что значит его фамилия.
В реальности Гарри Селфридж при жизни жены ходоком не был и не петушился. Да и жена бы ему быстро хвост повыдергала.
Он пустился во все тяжкие уже после ее неожиданной смерти во время эпидемии Испанки в 1919-м году. Тогда от этого вирусного гриппа, вернее от осложнений, грипп переходил в тяжелейшее воспаление легких, а антибиотиков еще не было, умерло 50 миллионов человек.
Умирали все, и богатые и бедные. Роза была богатой, но смерть ее не пощадила.
То, что реальный Гарри и его кинематографический двойник мягко говоря мало похожи мы уже выяснили. Но еще меньше похожа реальная Роза Селфридж, на ее кинематографический облик.

Розали Селфридж:

в фильме

в реальности.

В фильме она похожа на наивную простушку из деревеньки "Америка". У нее лицо девушки из арканзасской или, если хотите, тамбовской глубинки. И выглядит она если не идиоткой, то весьма наивной женщиной.
Ничего подобного!
Именно эта по фильму наивная простушка и была финансовым фундаментом дела Гарри Селфриджа.
Брак этот был мезальянсом. Он был нищим, правда в отличие от его кинематографического образа, красивым, стройным блондином. Ну и неглупым, хоть из школы он ушел и даже среднего образования не получил, но голова на плечах у него была, он делал неплохую карьеру в торговле. Но в Англию он привез 400 тысяч фунтов, это по тем временам огромная сумма, примерно равная сегодняшним сорока миллионам долларов.
И на эти деньги он начал свой бизнес в Лондоне. Об этом в фильме почему-то не говорится, там показывают, что он удачно нашел инвесторов, а у него самого денег было очень мало.
Чушь, у него было много денег. Но эти деньги были не его, а жены. Потому что именно Роза была из очень богатой чикагской семьи. Более того, те деньги которые ей достались она многократно приумножила.
Она была застройщиком, купила большой кусок земли в Чикаго и поделив его на участки выстроила там шикарные дома для чикагской богемы. Ну той, у которой деньги были.
Ее дома были модными и за них платили хорошие деньги. На этом она очень хорошо заработала, но сами понимаете, что она была отличным бизнесменом поднять такое строительство, а потом удачно все продать, очень непросто.
И у ее мужа все шло хорошо в общем, только тогда, когда она была жива.
Ее реальный портрет подтверждает, что реальная Роза не имеет ничего общего с Розой фильма.
Вот такой была реальная Роза Селфридж.
Зачем авторам фильма понадобилось из нее сделать дурочку и чуть ли не коммунистку, кинематографическая Роза например, ездит в метро, как простые люди и вообще не хочет отрываться от народа, убей меня, не пойму.
Т.е. эти два персонажа фильма абсолютно не соответствуют их реальным прототипам.

Кстати, одну из дочек назвали Розой, в честь мамы. Красотка, в папу пошла. Генри рядом с дочкой.

Ну а остальное примерно соответствует действительности. Остановимся на женщинах главного героя.
Как я уже говорил, после смерти жены, Гарри пустился во все тяжкие. Женщины, женщины, женщины. Мне понятно, что именно они его разорили, если бы он чуть умерил свой пыл, ему бы с лихвой хватило того, что давали ему его магазины до конца дней. Увы, он не умерял пыла пока не пустил на ветер все, что имел. Вот это уже по-нашему, по-русски, он не жидился, еврей бы так не поступил.
Тем более, не стоило поручать роль такого ходока еврею Пивену.
Но у него была специализация, он был неравнодушен в основном к балеринам и танцовщицам. Кстати, о русских, одна из тех, кто помог ему избавиться от лишних денег, была знаменитая Анна Павлова.

Анна Павлова в следующих сериях появляется вот такой.
Но я еще эти серии не видел.

Еще одна пассия Гарри, не менее известная танцовщица, знаменитая Айседора Дункан. Кстати, Дункан по-моему, особой красотой и молодостью не блистала, когда встретила Гарри Селфриджа, но, зато как танцевала!
Тем не менее, в первых трех сериях показана другая ветренница, тоже танцовщица по имени Эллен Лов.



И этот персонаж как раз в реальной жизни не существовал. Вот здесь, в этом видео и говорится, что персонаж этот вымышленный, но называется имя той, кто мог быть частично прообразом Эллен Лов: Габи Деслиc.

Я его расслышал и погуглил. Интересная девушка во всех смыслах. В том числе и красивая.
Вот посмотрите.

На этой фотографии все достаточно строго:

а вот на этой..., по тем временам это была почти порнография.

Кстати, артистка, которая играет Эллен Лов действительно чем-то похожа на Габи Деслиc.
Т.е. в этом случае попали авторы фильма.

Несмотря на то, что создатели фильма Гарри и Розу показали абсолютно не такими, какими они были в реальности, я буду продолжать его смотреть ну и Вам осторожно рекомендую.

Чтобы купить айфон, выпить мартини с водкой и сходить на 3D-сеанс, в XIX веке приходилось посещать по очереди три разных места! Но один человек изменил все!

Мария Микулина

Несмотря на раннее утро, Оксфорд-стрит кишела людьми, и с каждой минутой их становилось все больше. Они прибывали в кебах, пешком, в комфортных личных экипажах и модных таксомоторах. Никогда прежде чопорный Лондон не видел такого смешения классов: фабричные девушки, сбившись группками, рассматривали наряды дам, вылезавших из экипажей; рабочие отпускали плоские шуточки в сторону модисток.

Казалось, этим утром (а на календаре - 15 марта 1909 года) на Оксфорд-стрит намечается невероятное представление, которое никто не хочет пропустить. Постепенно толпа, исчислявшаяся уже тысячами, собралась вокруг огромного девятиэтажного здания, выполненного в стиле боз-ар и украшенного внушительными ионическими колоннами. Большинство присутствовавших поражал уже сам факт существования этого здания: год назад на месте гиганта был лишь пустой котлован, да и он казался близок к тому, чтобы стать хранилищем для английских ливней. Эта часть Оксфорд-стрит всегда слыла нелюдимой и непопулярной. Но только не сегодня. Сегодня здание с начищенной табличкой Selfridges над главным входом привлекло, похоже, всех жителей столицы.

Полицейским приходилось контролировать толпу, подбиравшуюся ближе к витринам. Людей легко понять. В новом магазине имелось два десятка витрин. Причем двенадцать из них были защищены от улицы самыми большими стеклами в мире, сделанными по спецзаказу. Но даже не размеры привлекали зрителей, а тайна: все витрины были задрапированы бледно-розовыми шелковыми занавесями.

Ровно в девять занавеси одновременно упали. Толпа зашевелилась, раздались возгласы, кто-то захлопал в ладоши. Каждая витрина представляла собой отдельную сценку: в одной витрине юноша-манекен, одетый по последней моде, дарил девушке розу. В другой - дама-манекен сидела за рулем настоящего автомобиля, на заднем сиденье которого стояли нарядные коробки с покупками.

Возникла давка: рассмотрев одну витрину, люди спешили к другой. Но давка эта не сравнилась с той, которая началась, когда перед покупателями распахнулись двери магазина. В первый день Selfridges посетили 90 тысяч человек! И этот день навсегда изменил мир торговли.

Начальная школа жизни

Представь себе на минуту, что ты живешь на рубеже XIX–XX веков. Конечно, лестно воображать себя австрийским бароном, перемежающим охоту на кабанов с охотой на женщин. Но давай будем реалистами: с большой вероятностью ты принадлежишь к так называемому среднему классу. А значит, у тебя не так много ярких впечатлений, разве что посещение паба и стоматология без анестезии. А еще редко, крайне редко ты делаешь покупки. Ты не любишь делать покупки. Почему? Все просто. Ты приходишь в торговые ряды, заходишь в лавку, там тебя встречает суровый, неприветливый продавец. Ему не важно, комфортно ли тебе. Ему важно, чтобы ты оставил в его кассе свои денежки, взял товар и проваливал. И, кстати, товар он тебе тоже не слишком стремится демонстрировать, особенно если одет ты неказисто.

Поэтому ты должен четко знать, за чем пришел. Здесь нет витрин, нет выбора. Ты просто говоришь: «Белую сорочку». Продавец, кряхтя, лезет куда-то под потолок по лестнице, достает сорочку, забирает у тебя деньги. Ты покидаешь лавку с чувством собственной ничтожности и твердым желанием не возвращаться сюда, пока на сорочке не протрутся дыры. Таков был шопинг среднего класса на рубеже веков.

Теперь сравним это с нашими буднями, точнее, выходными. Проснувшись и позавтракав, вся семья погружается в машину и едет в торговый центр. Там младших детей запихивают в аквариум с шарами, старших сдают выпускнику театрального в костюме клоуна, а мама и папа отправляются по магазинам. Причем в магазинах можно увидеть весь товар, его можно потрогать, понюхать, примерить. И после всех манипуляций - не купить. А если продавец посмеет тяжко вздохнуть, складывая так и не подошедший тебе костюм пчелы (Индия, ручная работа), ты еще и возмутишься: мол, что за обслуживание!

Совершив покупки, вся семья устраивается в креслах прямо здесь, в магазине, пьет кофе и ест мороженое. А потом отправляется в кинотеатр, который находится в этом же торговом центре. Таков шопинг среднего класса в начале XXI века.

Соблазн, ажиотаж, мотивация

Табличка обновлялась каждый день, вызывая у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

Он значительно уменьшил высоту прилавков, чтобы люди невысокого роста (а таких много) чувствовали себя комфортно, выбирая товар. Сам товар отныне лежал не в глухих ящиках, а под стеклом, чтобы его сразу было видно и у посетителя магазина появился соблазн купить. Впервые в истории торговли витрины магазина оставались подсвеченными на ночь, после чего в английский язык вошло понятие window shopping - рассматривание вит­рин с мыслью приобрести что-то в будущем.

Наконец, Селфридж затеял муштру персонала. Он строго следил за тем, что сам называл «сервис с улыбкой». Гарри внушал подчиненным, что обращаться с покупателем следует как с дорогим гостем, независимо от того, собирается он что-то покупать или нет.

Также Селфридж чувствовал важность ажиотажа: впервые в истории у входа в магазин появилась надпись «До конца рождественской распродажи осталось… дней», которая обновлялась ежедневно и вызывала у проходивших мимо желание срочно забежать внутрь и покупать, покупать, покупать!

Однажды утром, придя на службу, персонал обнаружил, что во всех внутренних помещениях висят таблички непривычного содержания: «Делай вещи лучше, чем их делали прежде», «Выслушивай обе стороны конфликта», «Будь вежливым, подавай пример, предугадывай просьбы».

Нам, современным и циничным, такие мотивации не кажутся чем-то особенным, понятие «тимбилдинг» давно вошло в наш словарь. Но для американцев XIX века мотивация была неведомым удовольствием. Самое приятное, что мог прежде прочитать американский рабочий на табличке, - это «Опоздание - штраф из зарплаты». А потому, как ни странно, таблички работали.

И если уж Гарри так носился с продавцами, можешь представить себе, на какие высоты он возводил покупателей. Именно ему приписывают самую знаменитую в торговле фразу: «Клиент всегда прав». Чуть позже эту фразу, уже в измененной модификации «Клиент никогда не ошибается», подхватил отельер Цезарь Ритц, а следом и весь мир. Селфридж хотел, чтобы люди приходили в магазин не для того, чтобы купить и уйти, а чтобы купить и остаться. А потом, скорее всего, купить еще.

И еще. В рамках этой идеологии он открыл на первом этаже Marshall & Co чайную. Сенсация! В Чикаго не существовало мест, которые дамы могли бы посещать в одиночестве. У их мужей была работа, клубы, бордели и рестораны. Женам же приходилось довольствоваться домом и церковной скамьей. Конечно, иногда они посещали магазин. И нет ничего неприличного в том, чтобы, приобретя пару перчаток, выпить с подругой чаю.

Здесь же, при магазине. Расчет Селфриджа оказался верен: в чайной кипела жизнь с утра до вечера, это место превратилось в подобие женского клуба. Филд был ошарашен переменами, происходившими в его магазине, но цифры говорили сами за себя. А потому Гарри получал все больше власти.

Личное дело

В 1887 году Селфридж становится главным менеджером магазина. Ему 38 лет, он полон идей и амбиций. Он заражает окружающих своей энергией. Некий Гомер Бакли, работавший под началом Селфриджа, вспоминал позже: «Он мог неожиданно появиться у твоего стола, присесть, поговорить десять минут о том о сем, причем никогда - свысока. В результате ты целую неделю на подъеме! Никогда не встречал человека, способного так вдохновить своих работников».

Каждое утро Гарри лично совершал обход магазина. Иногда он обнаруживал - о ужас! - пыль на прилавке. Тогда вместо того, чтобы отчитать провинившегося, он просто выводил пальцем на пыли свои инициалы - HGS. Через минуту после его ухода прилавок уже сиял.

Но человек не может жить только работой. Не мог и Селфридж. О его ранних любовных похождениях известно немного, разве что он был завсегдатаем двух знаменитых чикагских клубов для джентльменов: «Дом зеркал» и «Арена». А когда на гастроли в город пожаловала Айседора Дункан, Селфридж лично сопроводил ее в отдел женского белья и спонсировал покупку танцовщицей самых модных моделей, чем спровоцировал живописные сплетни.

Когда Селфридж в 34 года решил остепениться, об этом знал весь город. К тому времени репутация «мальчика Филда» была уже столь велика, что обеспечила ему широкую известность.

Избранницей Гарри стала 30-летняя наследница известного чикагского рода предпринимателей Розалия Бекингем. Едва ли Рози была невинной дебютанткой - и по возрасту, и по жизненному опыту. Она отличалась той же предприимчивостью, что и ее жених. Например, до свадьбы она успела завершить проект по строительству целого жилого района. Так что молодоженам было о чем поговорить.

Брак получился счастливым даже несмотря на то, что с Селфриджами на постоянной основе проживала мать Гарри. Она уже давно оставила работу и могла почивать на лаврах, заботливо подложенных любящим сыном. В последовавшие за свадьбой годы у Гарри и Рози родилось пятеро детей: четыре девочки (старшая умерла во младенчестве) и мальчик. Высокая зарплата, жена-соратница, восхищение пуб­лики, кратковременные интрижки - казалось, что 45-летний Селфридж достиг пика. Но ему все еще хотелось большего.

Женщины Селфриджа

Гарри умел органично сочетать преданность жене с преданностью другим женщинам. Вот лишь некоторые из его пассий.

Актриса Гэби Дэслис

Актриса Марсель Роджерс

Балерина Анна Павлова

Сестры Роузи и Дженни Долли

Танцовщица Айседора Дункан

Горечь расставания

Известие об увольнении Гарри Гордона Селфриджа из Marshall & Co потрясло всех, но только не близких ему людей. Гарри уже давно вел переговоры с Филдом о том, чтобы переименовать магазин в Marshall & Selfridge, но старик упорствовал. Также он не хотел открывать филиалы в Нью-Йорке и Лондоне, в то время как Гарри грезил о расширении бизнеса. Кризис был неминуем. «Вы можете уйти хоть завтра», - заявил старший партнер младшему партнеру (Селфридж владел 13 процентами акций магазина) после очередного тяжелого разговора. Расставание далось Селфриджу нелегко. Впопыхах он купил другой магазин в Чикаго, но это не помогло.

«Мне крайне тяжело соревноваться со своими же людьми, с которыми я провел столько счастливых, захватывающих лет. Я пытался подавить это чувство, но оно только возрастало», - откровенно заявил Селфридж журналистам и продал новый бизнес. Теперь он стал одним из богатейших людей Чикаго.

Лишенный серьезного дела, Гарри выращивал цветы в дачном доме (и речь не о детях, а о настоящих цветах, которые Селфридж обожал). Влиятельные знакомые предложили ему обычную стезю бизнесменов в отставке - политику. Но Гарри отказался: «Не хочу делать из себя посмешище». Не порадовало его и вступление в чикагскую масонскую ложу. Пятидесятилетие неумолимо надвигалось, но Селфридж чувствовал, как его переполняет энергия молодости. Он и выглядел моложе своих лет.

Дело было не только в первоклассных костюмах (Гарри слыл пижоном в том, что касалось одежды), но и в отличной физической форме, которую Селфриджу удавалось поддерживать без занятий спортом. «Размышления - лучшая физическая нагрузка», - утверждал Гарри. Правда, теперь думать было не о чем, разве что о детях и орхидеях. Когда скука стала совсем невыносимой, Гарри купил билет первого класса. В Лондон.

Есть две новости: плохая и хорошая. Плохая: закончился 1-й сезон британского сериала «Мистер Селфридж»... Хорошая: в апреле уже начинаются съемки 2-го сезона! Сценарий Эндрю Дэвиса (которого многие из вас должны любить хотя бы за «Гордость и предубеждение» 1995 года, а были еще «Эмма», «Дневники Бриджит Джонс», «Возвращение в Брайдсхед» и многое другое прекрасное) и игра харизматичного Джереми Пивена обеспечили успех этого сериала, рейтинг которого был выше, чем у «Аббатство Даунтон», ура!

Разумеется, мне захотелось побольше узнать о жизни Гарри Гордона Селфриджа и я покопалась в интерне те. Британские интернет-издания просто завалили меня интересной информацией. Я не могу все носить в себе, буду с вами делиться.
Сегодня я расскажу вам лишь про универмаг.
Да, все правда, жил-был на самом деле такой человек, как Гарри Гордон Селфридж, который придумал всем нам известную фразу «Клиент всегда прав» (жаль только, что в России она редко работает) и основал в Лондоне, на Оксфорд-стрит универмаг Selfridges , также известный как Selfridge & Co .

Г. Г. Селфридж и Д. Пивен в его роли.

А началось все с того, что в 1906 году американский коммерсант Гарри Селфридж вместе со своей женой отправился в отпуск в Англию. И обратил внимание на то, что крупные магазины в Лондоне работают скучно, по старинке, не так, как в Америке. Вот тогда ему и пришла в голову гениальная идея построить свой собственный универмаг на немодной тогда улице Оксфорд-стрит.

Гарри Гордон Селфридж и его Selfridges (Alick P.F. Ritchie, 1911)

Подошел он к этому делу со свойственным ему энтузиазмом и размахом.
В 1906 году начинается строительство восьмиэтажного здания в неоклассическом стиле на Оксфорд-стрит.
Новый магазин был открыт для публики 15 марта 1909 года, и этому предшествовала большая рекламная шумиха в прессе - сегодня это естественно, а тогда выглядело «вызывающе как-то».

Ажиотаж вокруг его торжественного открытия был таким, что тридцать полицейских сдерживали у магазина толпу.

День открытия Selfridge"s

Каждый, кто пришел в первую неделю после открытия "Селфриджес" получал в подарок маленький серебряный ключик, который тогда модно было носить на браслете.


Эта подвеска должна была напоминать покупателям, что им они всегда смогут отпереть дверь в Страну счастья (история про ключик взята из замечательного художественно-документального фильма "Городские соблазны-История Шопинга" , посмотреть который мне порекомендовала tessitelli , за что ей большое спасибо!).


Так над Селфриджем и его магазином с фасадом в неоклассическом стиле посмеялся художник Robert Stewart Sherriffs.

Магазин был построен по проекту архитектора Даниеля Бернема (Daniel Burnham), спроектировавшего знаменитый небоскреб-утюг «Флэтайрон-билдинг» в Нью-Йорке и Станцию Юнион в Вашингтоне, здание имело стальной каркас, пять этажей и подвалы в три уровня.

Строительство происходило в несколько этапов, но по единому дизайну. К открытию были построены первые девять с половиной секций ближе к углу Дьюк-стрит.


Расширение магазина на запад закончилось между 1924-29 годами. Внешний вид универмаг, каким его знают сегодня, приобрел в 1929 году.


центральный вход


входные крутящиеся двери



Лифты



На дверях лифтов изображены знаки зодиака.


Эти лифты в стиле Ар деко были установлены в 1928 году, к двадцатому юбилею универмага. Панели с изображениями лебедей - дань увлечению экзотическим японским стилем. В Selfridges первоначально лифтерами служили молодые женщины, но после Второй мировой войны, их заменили на бывших военнослужащих-инвалидов. Лифты были сняты в 1970 году, когда эскалаторы стали более популярными.

Но это еще не все! Амбициозность Селфриджа должна была проявиться в 450-футовой башне. Он хотел, чтобы его магазин возвышался над Лондоном! Но идее не суждено было сбыться...

планировалось

и стало

На самом деле, я даже не представляла, насколько мы все с вами постоянно сталкиваемся с новациями, внедренными Селфриджем! Одно только то, что женщины сегодня "лечат нервы" шоппингом - целиком на его совести, это он придумал, как превратить поход за покупками в удовольствие.


Selfridges в 40-е

"Он думал, что его клиенты обязательно должны иметь возможность потрогать товары, почувствовать их запах, вкус, а не держать их все время взаперти на витрине, под стеклом, - рассказывает Джереми Пивен (три награды «Эмми» и один «Золотой Глобус» за роль Ари Голда в «Красавцах»), который просто очарован своим персонажем Гарри Селфриджем,- товар должен был воздействовать на все органы чувств, и быть по-своему столь же захватывающим, как секс".


кадр из сериала



Selfridges

В «Селфриджес» было создано все для того, чтобы клиент оставался в нем как можно дольше. Был продуман не только сам процесс рекламы и продажи товара, но и проявлена забота о своих клиентах. Так, для их отдыха в универмаге располагались: элегантные рестораны с умеренными ценами; для женщин - салон красоты Elizabeth Arden ; для мужчин - библиотека, где муж мог почитать газету, пока его жена делает покупки; комната первой медицинской помощи, а также «комната тишины», с мягким освещением, глубокими креслами и двойным остеклением, чтобы, устав от шоппинга, шума и толкотни, можно было посидеть, отдохнуть и расслабиться, ну а потом, снова продолжать делать покупки!

Кстати, идею комнаты тишины снова возродили в "Селфриджес" - в этой комнате нельзя разговаривать, ходить в обуви, пользоваться мобильными устройствами (этой новостью со мной поделилась avichka , за что ей тоже большое спасибо!).

Сотрудников магазина учили всегда быть под рукой, чтобы помогать клиентам, но делать это ненавязчиво.


кадр из сериала

"Он поставил отдел косметики и парфюмерии прямо в передней части магазина, именно там, где теперь он находится в каждом универмаге во всем мире, - продолжает восхищаться Селфриджем Пивен,

Если вы находитесь в Barneys в Нью-Йорке или каком-нибудь другом универмаге, все они следуют модели, созданной Гарри. Selfridges недавно был признан лучшим универмагом в мире. Снова. И вот уже более 100 лет с тех пор, как его построили". Джереми говорит об этом с такой гордостью, словно он сам - Гарри Селфридж. «Я полностью вовлечен в эту идею. Он (Селфридж) был большим поклонником Барнума , и многое в его концепции, как раскрутить универмаг, было основано на поощрении и на зрелищности».
В магазин приглашались известные актрисы, устраивались выставки, шоу...

Harry Gordon Selfridge и актриса Anna May Wong, 1937 г.

Разумеется, Селфридж обладал яркой харизмой, был настоящим лидером. «Босс внушает страх, лидер - энтузиазм», - говорил он и с ним нельзя не согласиться.

Самой главной достопримечательностью магазина был... сам его хозяин! Всегда элегантно одет, подтянут, с жемчужной булавкой в галстуке и цветком в петлице, Гарри стал, по словам одного репортера, "так же популярен в Лондоне, как Биг Бен".


Когда он входил в ресторан при универмаге Palm Court (разрушен во время войны), чтобы выпить чаю, оркестр начинал играть "Я просто без ума от Гарри!", а обожающий его персонал - аплодировать! Много вы знаете таких начальников?

Bennie Krueger Orch. "I"M JUST WILD ABOUT HARRY" (1922)

Конечно, если Селфридж был таким, каким его изобразил Джереми Пивен, то я понимаю персонал)) Мне тоже хочется ему аплодировать, когда я только вижу, как он в фильме входит в магазин, столько в нем энергии и позитива!



«Я играю его как луч солнца, - говорит Пивен, - Он применяет эмоциональное кунг-фу к людям, чтобы их убедить. Они говорят: "мы обречены - этого никогда не произойдет», а он отвечает им: "все будет в порядке!" Он лучик солнца в дождливый лондонский день!".

Селфридж считал, что можно привлечь покупателей в магазин, если знакомить их там с новинками технического прогресса. У него в магазине, в 1909 году, действительно, как мы с вами и видели в сериале, выставлялся моноплан Луи Блерио, что привлекло в магазин 12000 человек.


Там же, в Selfridges, в 1925 году состоялась первая публичная демонстрация телевидения.


Гарри ввел такие революционные новшества, как большие зеркальные стекла и эффектные экспозиции в витрине. Он считал, что каждое из этих 21 окон было "чистым холстом, в ожидании, чтобы его раскрасили в совершенстве".



Эти профессионально разработанные витрины были (и остаются) своего рода шедеврами. Электрический свет горел в них до 12 ночи, а оформление витрин на Рождество и сегодня является туристической достопримечательностью Лондона.


витрины в наши дни

Витрина, посвященная К. Лабутену и его обуви


Эта витрина и выше - последний нашумевший проект Kusama-concept для Louis Vuitton



Рождество - 2013


В 1920-х и 1930-х годах на крыше магазина находились террасные сады, кафе и мини-гольф. Крыша, с впечатляющим видом на Лондон, была популярным местом для прогулок после похода по магазинам и часто использовалась для показов мод.


Во время Второй мировой войны в магазин не раз попадали бомбы: в 1940, 1941 и 1944 годах. После разрушительного взрыва в универмаге в 1940 году Гарри поклялся никогда больше не разбивать на крыше сады...
Про универмаг в годы войны тоже можно снять целый сериал, не буду забивать вам этим голову, скажу только, что подвалы использовались для штаба американской армии.



Но время идет, самого Селфриджа уже нет в живых, у универмага не раз поменялись владельцы, которые давно вынашивали планы возродить на крыше террасу. Но в итоге, летом 2011 года на крыше была сделана не терраса, а искусственная река, по которой плавали лодки! Очень в духе креативных решений Гарри)) Осенью, правда, этот канал разобрали...

Чтобы в 2012 году на крыше открыть органическое кафе Daylesford и площадку для крэйзи-гольфа в стиле "Алисы в Стране чудес".

The Pearly King and Queen of the City of London and thier children officially open "The Big Rooftop Tea and Golf Party" at Selfridges on May 30, 2012

кафе

Джереми Пивену (он как и его герой - американец, приехавший завоевывать Лондон) нравится Британия, а еще больше - сниматься в роли Селфриджа. Ему, конечно же, польстило недавнее признание принца Гарри, что он обожает "Красавцев", особенно, Ари Голда, но Джереми считает, что это не тот персонаж, с которым он бы хотел, чтобы его ассоциировали. А вот сыграть такую яркую, интересную личность, как основателя "Селфреджес", другое дело!

Посты на похожие темы:

Анонс. «Мистер Селфридж» и «Дамское счастье».