Зачем врачам и пациентам «дорожная карта»? «Дорожная карта» к высокой зарплате медицинского персонала Как выплачиваются деньги по дорожной карте.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2020 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам. Кроме того, издаются соответствующие акты и на региональном уровне.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2020 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Янв 9, 2020 15:02

Планирование имеет большой вес в современном развитии общества, и помогает взглянуть наглядно, как пройдут реформы в тех или иных сферах, как будет развиваться экономика в целом и ее отдельные институты. Чтобы обеспечить тщательный анализ, разрабатываются так называемые «дорожные карты». Об их особенностях рассказано далее.

Что такое дорожная карта?

Рассматриваемый термин для российской действительности считается новым. Он был позаимствован из бизнеса, и в оригинале звучит как «technology roadmapping». Отечественные эксперты расшифровали его как «дорожная карта», что и было отмечено в нормативной документации, затрагивающей систему здравоохранения.

Дорожная карта – наглядное представление возможного сценария развития ситуации или процесса продвижения конкретного проекта . В его роли могут выступать как отдельные товары, так и целые отрасли. Новое понятие является своеобразным синонимом прогнозирования, так как позволяет предсказать, как в тех или иных условиях будет происходить развитие объекта исследования.

Примером успешного использования подобного инструмента вполне может стать положительный опыт в российской медицине. В практическом выражении образец дорожной карты представляет собой план-график внедрения новых методик и механизмов.

Назначение и плюсы дорожного картирования

Дорожное картирование считается одной из эффективных методик прогнозирования за счет:

  • способности изучать и анализировать объект в долгосрочной и краткосрочной перспективе;
  • появление новых путей развития;
  • способности корректировать, при необходимости, условия проектов.

Картирование активно применяют во многих сферах. Его можно встретить в инвестиционной деятельности. Многие фирмы просчитывают возможные последствия вложения денег в долгосрочной перспективе. Если будут выявлены риски, инвестиционный приток не состоится.

В социальной сфере дорожное картирование хорошо проявило себя в России на примере модернизации системы здравоохранения. Далеко не все проблемы нашли свое решение, но их количество заметно уменьшилось.

В политике картирование используется реже, так как спрогнозировать верное развитие событий крайне сложно.

Способы разработки плана и продвижения по дорожной карте

Для обеспечения работоспособности дорожной карты широко применяется цикл Деминга, так же известный как «круг качества» . Это замкнутый контур регулирования, состоящий из планирования, действия, проверки и корректировки, а затем дальнейшего планирования.

Такой подход позволяет снизить возможные риски и делает систему картирования более эффективной. Благодаря циклу Деминга можно отслеживать качество и оптимизацию необходимых процессов.

Дорожная карта в здравоохранении

Дорожная карта выступает аналогом термина «план действий», то есть пошаговая инструкция, позволяющая добиться сформулированных задач. Все мероприятия, входящие в состав дорожной карты, нацелены на реформирование существующих правил и условий, а также достижение более значительных показателей во всех сферах, затрагивающих .

«Дорожная карта в медицине» ассоциируется с политикой Президента В.В. Путина. Она направлена на системное поэтапное увеличение уровня заработка медицинского персонала. Было утверждено распоряжение № 2599-р , по которым Правительство обязалось повысить объемы материального довольствия для медработников на 200%, а младшему персоналу на 100%.

В оригинале стратегия государства представляет собой не только возможность изменить уровень финансового благосостояния граждан, занятых в здравоохранении, а добиться значительных изменений в отрасли. В частности, речь идет о системных изменениях, значительному росту эффективности труда и реформированию всей отрасли.

Распоряжение Правительства № 2599-р

28.12.2012 года Правительством РФ было принято распоряжение № 2599-р, утверждающее разработку дорожной карты в сфере медицины. Инициаторами проекта была предоставлена конкретная схема действий. Ее призвание в усилении эффективности здравоохранения и отдельных его показателей.

Документ состоит из нескольких частей :

  • распоряжение и обоснование необходимости модернизации системы здравоохранения, назначение ответственных за исполнение приказа;
  • план мероприятий, предполагающий конкретные цели и задачи, которые должны быть достигнуты в очерченные временные промежутки;
  • общее описание стратегии планирования с установлением четких механизмов, позволяющих добиться поставленных целей;
  • показатели преобразований системы оказания медподдержки;
  • параметры здоровья граждан;
  • конкретный план мероприятий, разработанный с учетом действительной системы медицины.

Цели разработки и задачи дорожной карты в медицине

Своими задачами «дорожная карта» определяет:

  1. Поддержание конкурентоспособной зарплаты медработников. Планирование повышенных выплат по «дорожной карте» конкретного предприятия.
  2. Привязка уровня в медицинской отрасли к качеству и объему предоставляемых услуг населению.
  3. Перевод всего персонала медицинских учреждений на эффективную контрактную систему, конкретизирующую критерии оценки работы служащего, а также все показатели, необходимые для получения стимулирующих доплат и премий.
  4. Разработка политики мотивации, призванной привлечь квалифицированные кадры в регионы с недостатком медработников.
  5. Модернизация существующего порядка предоставления медуслуг, приведение его к текущим нормам и потребностям населения.
  6. Разработка и внедрение параметров эффективности медицинской деятельности, установление в каждом регионе отдельных программ развития, направленных на стимулирование и функционирование отрасли.

Своей целью Правительство обозначило необходимость срочной модернизации отрасли, позволяющей достичь более высоких результатов. Можно сделать вывод, что цель программы — это установление системы оптимальных показателей на будущие периоды и стимулирование более продуктивной работы.

Тенденции преобразований в оказании медпомощи

Любая программа долгосрочного действия ставит перед собой задачи, позволяющие установить обновленные показатели структурных преобразований. В здравоохранении они разделены на несколько групп :

  1. Системное планирование , включающее долю расходов на медицинскую поддержку вне медучреждения от совокупных расходов на финансирование программы, а также доля работников, пришедших в отрасль после целевых программ подготовки.
  2. Кадровые преобразования , обеспечивающие увеличение числа аккредитованных специалистов, избавление от сотрудников, предоставляющих услуги недостаточного качества.
  3. Нормативные изменения . Разработка и постепенное внедрение важнейших нормативов и положений, призванных централизовать работу отрасли, заметно увеличить уровень качества.
  4. Изменение уровня зарплаты в медицине , стабилизация доходов медперсонала, установление определенного соотношения к средним параметрам выплат по конкретному региону.
  5. Количественные преобразования , демонстрирующие показатели средней длительности нахождения больных в стационарных условиях.
  6. Установление ключевых показателей здоровья , снижение уровня детской и материнской смертности от внешних факторов и заболеваний.

Практика демонстрирует, что проект достиг положительных эффектов. Наблюдается тенденция к постоянному увеличению средней продолжительности жизни, снижается зависимость уровня смертности от внешних факторов. В стране зафиксирован минимальный показатель детской смертности с 1991 года.

Основные этапы дорожной карты в медицине

Для достижения всех задач, поставленных в рамках реформирования системы здравоохранения, должностными лицами было сформулировано несколько этапов реализации проекта:

  1. Разработка планов по повышению эффективности медицинских объектов, установление целевых показателей работы. В рамках реализации осуществляется оптимизация структуры предоставления , создаются дополнительные внутренние резервы.
  2. Изменение и внедрение показателей эффективности. Постепенный переход на обновленные критерии оценки работы медперсонала.
  3. Обеспечение дифференциации заработка медперсонала. Ежегодное увеличение уровня доходов за счет оптимизации административно-управленческого персонала, увеличения нагрузки и оценки качества.
  4. Разработка и утверждение новых общенациональных профессиональных стандартов. Внедрение образовательных программ, обеспечение доступа медработника к разработкам, стимулирование молодых специалистов для продолжения работы в регионах.
  5. Создание предпосылок для разработки комплексных мер, нацеленных на исполнение программы в регионах.

Результаты исполнения

Исполнение поставленных задач находится на достаточно высоком уровне.
Благодаря программе развития удалось добиться заметного роста заработной платы , что стимулирует развитие отрасли в целом и обеспечивает постоянный приход новых специалистов.

В некоторых моментах появились дополнительные сложности. Так, из-за уравнивания среднего и младшего медперсонала невозможно произвести градацию оплаты их труда. Как итог – большая часть специалистов среднего звена уходит в частный медицинский сектор.

Благодаря стимулированию кадров заметно повысилось качество медицины в регионах, в частности сельской местности, наблюдается стойкое увеличение числа молодых врачей. Все это позволяет говорить о развитии российского села и улучшении демографии в провинции.

Разработка новых стратегий и нормативов идет полным ходом. Благодаря имеющимся реформам медучреждения избавились от очередей, прием осуществляется централизованно и без осложнений .

По оценкам экспертов, к 2018 году «дорожная карта» реализована на 97-98%, и в обозримом будущем появится новый план стратегии, ставящий перед собой цель удержать полученные преимущества и внедрить кардинально новые методики.

Подробнее о зарплате в здравоохранении рассказано в следующем сюжете.

Зарплата медиков по «дорожной карте» - это не конкретная цифра, которую должны были отразить в отчетности учреждения здравоохранения, а целый комплекс мероприятий, созданный по указу Президента РФ с целью повысить заработок работников социальной сферы, в том числе и медицины.

Социальная сфера государства — это основа жизни граждан всей страны. Ведь в рамки понятия входят такие важные направления, как образование, медицина, культура, спорт, социальное обеспечение и защита граждан. То есть основы основ государственного регулирования. От экономического положения в этих сферах зависит вся наша жизнь. Оценив неблагоприятную обстановку, Президент России еще в 2012 году дал поручение Правительству разработать комплекс мер по улучшению экономического положения в социальной сфере. Итогом стал Приказ 597 о повышении зарплаты и дорожной карте.

Что такое «дорожная карта» и зачем нужна

Майские указы Президента и есть «дорожная карта». Только никакого отношения к дорогам и автомагистралям они не имеют. Суть принятого документа — повысить качество услуг в социальной сфере.

Ключевое направление «дорожной карты» Президента (Указ № 597) — это поэтапное повышение уровня оплаты труда работников медицины, образования, культуры и спорта. Но одним ростом зарплат проект не ограничивался. И как результат исполнения комплекса мероприятий планировалось достичь следующих целей:

  1. Повышение привлекательности и конкурентоспособности зарплаты работников этой сферы.
  2. Повышение эффективности и результативности труда путем материального стимулирования.
  3. Заключение эффективных контрактов с обозначенными категориями специалистов.
  4. Установление прямой взаимосвязи заработка к качеству и объему оказанных услуг и работ.
  5. Разработка региональных программ обновления и модернизации сферы здравоохранения.
  6. Утверждение региональных дорожных карт.
  7. Внедрение профессиональных стандартов для отдельных категорий работников.

Следовательно, «дорожная карта» — что это такое в зарплате? Это план мероприятий, направленный на достижение определенного уровня оплаты труда медицинских специалистов, а также на повышение качества услуг в этой сфере.

Обязательно или нет

Работа по «дорожной карте» обязательна только для государственной сферы деятельности. Отказаться от исполнения майских указов Президента в государственных и муниципальных учреждениях нельзя. А вот коммерческие компании вправе не применять положения о росте зарплат медработников. Но как показала практика, большинство негосударственных клиник и медицинских организаций стали придерживаться президентского курса.

Требования Президента исполнены, и комплекс мероприятий для медицины утвердили Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2599-р (ред. от 19.07.2017).

Во-первых, положения «дорожной карты» предусматривали поэтапное исполнение. Заработки росли постепенно, позволяя оптимизировать и перераспределять расходы бюджета рационально. Ведь деньги из ниоткуда не взялись. Пришлось пересматривать действующие штаты и актуализировать работу.

Во-вторых, нормы содержат сдерживающие факторы в части оплаты труда руководящего персонала. Дирекция медучреждения не могла повысить свою зарплату «до небес». Появились строгие рамки. Причем ограничения напрямую привязаны к средней заработной плате основного персонала. Растет зарплата по дорожной карте в медицине, растет и заработок директора.

В третьих, выровнялось соответствие цена-качество. С введением эффективного контракта квалифицированные работники стали получать в разы больше. «Дорожная карта» позволила обеспечить российскую медицину опытными и квалифицированными кадрами.

Как отразится на заработной плате и для кого

«Дорожная карта» Президента в области здравоохранения была направлена на следующие цели:

  • зарплата младшего медицинского персонала должна вырасти не менее чем в два раза;
  • заработок среднего медперсонала повышается не менее чем в два раза;
  • оплата труда квалифицированных врачей повышена не менее чем в два раза.

Грандиозный рост зарплаты касался далеко не всех работников системы здравоохранения. Повышение было предусмотрено только в отношении сотрудников, оказывающих медицинские услуги. Административный и управленческий персонал увеличения не затрагивали.

Стимулирующие выплаты по майским указам не предоставлялись:

  • управленцам, чья работа никак не связана с медициной, например завхозам;
  • обслуживающему и сопутствующему персоналу, например поварам, кадровикам, юристам и бухгалтерам;
  • врачам, оказывающим высокотехнологичные медуслуги;
  • медработникам, чья деятельность связана в исполнением национального проекта «Здоровье» (участковые врачи, акушеры роддомов и так далее).

«Дорожная карта» по зарплате медработников предусматривает дополнительные стимулирующие выплаты только тем работникам, чье профильное образование подтверждено документально. Если диплом или справка отсутствует, то на доплаты рассчитывать не стоит.

Как считать зарплату по «дорожной карте»

Принципы, как считается зарплата по «дорожной карте» в здравоохранении, едины для всех. По сути, исчисляется уровень оплаты труда на одного работника в рассматриваемой категории. Для исчисления показателей требуются данные:

  1. Начисленная зарплата за расчетный период. Например, месяц или квартал. Причем сведения необходимо разбить на категории персонала. Расчеты проводятся отдельно для младшего, среднего медперсонала и врачей. Такие данные можно получить из расчетно-платежной ведомости.
  2. Количество работников в штате медицинского учреждения. Сведения также придется сгруппировать по анализируемым категориям.
  3. Отработанное время по факту. Получить данные можно из табелей учета рабочего времени либо иных учетных регистров, заполняемых в учреждении.

Все обозначенные сведения ежемесячно предоставляются в статистической . Также представители системы здравоохранения обязаны систематически отчитываться в Росстат по форме ЗП-здравоохранение. Показатель среднего заработка рассчитывается в общем режиме: фонд оплаты труда, начисленный с учетом фактически отработанного времени, делится на количество работников.

Затем полученный показатель следует сравнить с положениями «дорожной карты». Так, значение средней заработной платы медработников к 2020 году должно соответствовать 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. Показатели среднего заработка по регионам утверждает Росстат. Данные можно скачать на официальном сайте статистики.

Что делать, если заработную плату не повышают

Положение «дорожной карты» не предусматривает беспричинный рост зарплаты. Надбавки должны вводиться . В них прописываются условия и критерии стимулирования. Просто так доплачивать никто не будет.

Если с работником не заключили эффективный контракт либо не ввели дополнительную систему стимулирования, то говорить о доплатах неправомерно. Но отсутствие эффективного контракта в 2020 году говорит о недееспособности руководства учреждения. Ведь срок исполнения майских указов настал еще в 2018 году. Следовательно, руководитель должен понести административную ответственность.

Если эффективный контракт заключен, то теперь работа медика оценивается по специальным критериям. Анализируется не только объем выполненной работы, но и следующие факторы:

  • качество оказанных услуг;
  • наличие жалоб;
  • выявление осложнений после лечения;
  • выявление заболеваний на ранней стадии;
  • наличие действующей квалификации;
  • иные критерии.

Если условия эффективного контракта работником исполняются, но заработок остался прежним, необходимо обратиться к начальству. В первую очередь ознакомьтесь с заключением экспертной комиссии по начислению стимулирующих баллов и с нормативными положениями по оплате труда в учреждении. Помимо положения, следует изучить региональную и муниципальную «дорожные карты». При выявлении нарушений следует обращаться в трудовую инспекцию либо в правоохранительные органы.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!

05.04.2013 00:00

Преобразования в системе здравоохранения Сургутского района продолжаются

С января нынешнего года все районные медицинские учреждения перешли на одноканальную систему финансирования. Реорганизация проводилась в течение всего 2012 года. Однако изменения в сфере здравоохранения района ещё не завершены. В текущем году, в связи со структурными преобразованиями окружной системы здравоохранения, сотрудникам районного управления предстоит разработать план мероприятий так называемой «дорожной карты», которая будет действовать до 2018 года.

О том, что такое «дорожная карта» и для чего она нужна, корреспонденту газеты «Вестник» рассказал начальник управления здравоохранения Сургутского района Илья ЖИГАЛИН.

Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в ХМАО - Югре, или «дорожная карта», предполагают создание в округе трёхуровневой системы оказания медицинской помощи, - объясняет Илья Сергеевич. - Первый уровень - это первичная медико-санитарная помощь. Её предоставляют все наши районные медицинские учреждения. Второй уровень - межмуниципальный, предполагающий специализированную, преимущественно экстренную и неотложную помощь. Сегодня такую помощь можно получить в СОКБ. И третий - региональный, для оказания специализированной, высокотехнологичной помощи. Он представлен окружным кардиоцентром, перинатальным центром и другими учреждениями, расположенными в Сургуте. Любой житель Сургутского района может, в случае необходимости, получить помощь на любом из уровней. Для нас очень важно, чтобы в учреждениях первого уровня, куда жители района обращаются чаще всего, они получали качественную услугу и в полном объёме.

То есть, цель «дорожной карты» - сделать работу медицинских учреждений, в том числе и в районе, эффективнее. Для достижения этой цели районная администрация утвердила свой план мероприятий - «дорожную карту района» на ближайшие несколько лет. Одно из таких мероприятий - повышение структурной эффективности медицинских учреждений района -частично выполнено в прошлом году. Проведена реорганизация лечебно-профилактических учреждений района путём присоединения маломощных больниц к крупным лечебным учреждениям. Теперь в районе пять муниципальных учреждений здравоохранения. Это Лянторская и Фёдоровская городские больницы, Нижнесортымская и Угутская участковые больницы и поликлиника посёлка Белый Яр.

Сегодня визит пациента к врачу оплачивается из средств обязательного медицинского страхования или, при желании пациента, из его личных средств. На основании экономического анализа работы маломощных ЛПУ района в первом полугодии прошлого года было принято решение реорганизовать их и объединить с более крупными медицинскими учреждениями. Благодаря этому сельские ФАПы в новых условиях смогли не только выжить, но и стали предоставлять на месте услуги должного качества. Да и количество их увеличилось. Расширились и выездные формы профилактической работы -почти каждую неделю в то или иное село приезжает бригада узких специалистов.

Кроме того, надеемся, что уже к концу этого года на территории района появятся два новых ФАПа - в Сайгатиной и на Высоком Мысу, и амбулатория в Ульт-Ягуне. Они будут размещаться в специальных модульных зданиях, отвечающих современным требованиям. В них предусмотрена и квартира для медицинского персонала. Это очень важный момент: наличие жилплощади явится дополнительным стимулом для привлечения специалистов в село - не секрет, что проблема кадров в сельской местности сегодня довольно остра.

«Дорожная карта района» предусматривает и ряд мероприятий, направленных на повышение оплаты труда медицинских работников. Главное -зарплата напрямую будет зависеть от качества и количества выполненной работы. Всё честно - кто работает много и эффективно, получает больше. Планируется, что к 2018 году оплата труда медицинских работников будет в два раза превышать среднюю по округу.

Кроме того, окружная «дорожная карта» включает создание на территории Югры пяти зон медицинского обслуживания населения с формированием многопрофильных зональных медицинских учреждений («второго уровня»). В результате зонирования предполагается и концентрация кадровых ресурсов территориальных органов управления здравоохранением - в настоящее время обсуждаются варианты их укрупнения со следующего года. Возможно, что для города Сургута и района будет создан единый территориальный орган управления здравоохранением от департамента здравоохранения автономного округа. Изменение же формы собственности медицинских учреждений с муниципальной на государственную со следующего года, я полагаю, пациенты оценят положительно, поскольку качественная медицинская помощь станет ещё более доступной для жителей района.

Отмечу, что «дорожная карта района» разработана в соответствии с окружной «дорожной картой». Сургутский район, то есть врачи, медицинский персонал и пациенты, станет частью новой трёхуровневой системы, в итоге потоки пациентов будут направляться по установленным «маршрутам», в зависимости от каждого конкретного случая. Это позволит своевременно и в полном объёме оказывать необходимую медицинскую помощь.

Последние новости подтверждают намерения властей увеличить зарплату медикам в 2018 году. Президент Владимир Путин подчеркнул необходимость выполнения обязательств, зафиксированных в майских указах. Эксперты считают, что фактически запланированное повышение может не совпадать с реальным, поскольку бюджеты различных уровней сохраняют значительный дефицит.

Последние новости для медиков: ожидаемое повышение зарплаты в 2018 году

В рамках майских указов зарплата медиков должна быть существенно увеличена до 2018 года. Уже в следующем году врачи должны получать не менее 200% от средней оплаты труда по региону. Для среднего и младшего персонала данный показатель не может быть меньше 100%. Власти в полном объеме выполнят данную задачу, подчеркивает глава государства Владимир Путин.

Начиная с 2012 года, зарплаты медиков постоянно увеличивались, подчеркивают чиновники. Несмотря на последствия экономического кризиса, в текущем году оплата труда врачей достигнет 180% от средней в регионе. С начала года зарплаты врачей увеличили на 7,5%, второй этап повышения запланирован на 1 октября. По итогам 2016 года средняя зарплата врача превысила отметку 50 тыс. руб., для среднего и младшего персонала данный показатель достиг соответственно 28,2 тыс. руб. и 18,4 тыс. руб.

Переход на два этапа повышения зарплаты медиков в течение года свидетельствует о намерении властей оптимизировать бюджетные расходы, подчеркивают эксперты. Власти продолжают испытывать дефицит средств для финансирования социальных обязательств, что вынуждает искать способы снижения затрат. В таких условиях сохраняется высокая вероятность неполного повышения зарплат медиков с 1-го января 2018 года.

Кроме того, некоторые регионы существенно отстают от выполнения указов президента, не находя нужных средств для повышения оплаты труда медицинского персонала.

Региональные особенности повышения

Глава фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов подчеркивает проблемы, которые могут помешать властям в полной мере выполнить обязательства по повышению зарплат медперсонала. При этом стоит учитывать особенности оплаты труда врачей в медицинских организациях различных типов. Если учитывать региональные и муниципальные учреждения, то соотношение зарплаты врача к среднему уровню будет на 2,8% ниже.

Для выхода на новый уровень зарплаты медиков в 2018 году регионы составили собственные дорожные карты, которые фиксируют промежуточные целевые значения. По итогам прошлого года более трети регионов не достигло запланированного уровня повышения оплаты труда врачей, подчеркивает Гаврилов. Также 16 регионов не выполняют показателя для среднего звена медперсонала. Однако наибольшие проблемы связаны с оплатой труда младшего персонала.

Согласно данным фонда «Здоровья», около 75% регионов не смогли выполнить целевой уровень повышения труда младшего медперсонала. Подобная статистика свидетельствует о наличии системных проблем при выполнении дорожных карт. Кроме того, низкая оплата труда младшего персонала приводит к высокой текучке кадров. Данная тенденция негативно сказывается на качестве медицинских услуг, считает Гаврилов.

Еще одна негативная тенденция – некоторые регионы вносят изменения в утвержденные дорожные карты, если не могут обеспечить их выполнение. Подобная ситуация наблюдалась в Омской и Рязанской областях, которые в конце 2016г. – начале 2017г. скорректировали собственные планы.

Эксперты подчеркивают, что главным фактором выполнения майских указов остается наличие денег в государственной казне. В 2017 году правительство ожидает улучшение экономической ситуации, однако отечественный бюджет остается в уязвимом положении.

Бюджетные ограничения

Повышение зарплаты медиков и выполнение других социальных обязательств зависят от доходов российского бюджета. Динамика нефтяных котировок остается нестабильной, что создает риски увеличения дефицита государственной казны. Базовый прогноз предполагает стабильные цены на нефтяном рынке, однако чрезмерная нефтедобыча может привести к новому обвалу цен.

В правительстве не исключают нового снижения цен на нефть, что значительно ограничит финансовые возможности бюджета. Согласно прогнозам Минфина, пессимистичный сценарий допускает обвал котировок до 25-30 долл./барр. В таком случае власти постараются оттянуть запланированное повышение оплаты труда к концу года.

Медицинских работников в следующем году ожидает очередное повышение оплаты труда. Власти намерены увеличить зарплату врачей до 200% от средней по региону. Для остальных категорий медперсонала данный показатель составит 100%.

Эксперты отмечают региональные особенности выполнения президентских указов, которые свидетельствуют о наличии системных проблем. Кроме того, уязвимость отечественного бюджета перед внешними вызовами может помешать реализации планов чиновников.