Сценарий тренингового занятия «Кто я? Какой я? Сценарий тренинга Скачать сценарий тренинга.

Готовые сценарии тренингов "Активные продажи" и "Работа с возражениями" вы всегда можете приобрести в разделе " ". Готовые уникальны и содержат только самые лучшие, самые работающие материалы по своей теме.

"Только самые опытные тренеры могут позволить себе работать без сценария тренинга. И то - в редких, можно сказать, исключительных случаях. Сценарий тренинга - жизненно важная часть подготовки к проведению любого обучения. Как же сценарий делается?

Прежде всего, должен быть готов теоретический материал и упражнения (о том, как это делать см. статью « »). Сценарий тренинга - это объединение уже готовых элементов и эпизодов в единое полотно. Если что-то приходится разрабатывать в процессе написания сценария, это серьёзно замедляет работу.

Итак, всё готово - можно приступать к сведению разбросанного по разным местам и файлам в единое целое. Выполняется это по несложному алгоритму.

1. Создать временной каркас. Нужно взять лист бумаги и разбить его на несколько колонок - каждая колонка это день тренинга (если тренинг однодневный, то можно пропустить этот момент). Следом проводится черта поперёк колонок - это время обеда. Затем пунктирными линиями (параллельными «линии обеда») выделяются перерывы на кофе. Всё, каркас готов.

2. Заполнить каркас материалом. Следующий шаг - перенос всего имеющегося материала на лист с временным каркасом. Разумеется, переносится только названия («мини-лекция о работе с возражением», «упражнение «Продай попугая» и пр.).

Зачем это делается? Сразу видно, сколько материала есть, нужно ли дополнительно что-то разрабатывать или наоборот - что-то отбросить, потому что просто не хватит времени. Те, кто пренебрегают таким заполнением временного каркаса, потом сталкиваются с ситуациями, например, когда первый (из двух) день тренинга уже заканчивается, а материал не освоен даже наполовину.

Что ещё важно, при заполнении временного каркаса - следить за разнообразием видов активности.
Два повторяющихся вида активности ставьте как можно дальше друг от друга. Например, если есть два подряд отработки в парах и обе нужны, лучше поставить между ними работу на сцене или мозговой штурм участников. Или хотя бы игру-разминку. Подобробрать необходимую игру вы можете . Тренинг, где виды активности одинаковы, становится пресным и скучным.

Однажды, когда мне было необходимо отработать один приём, но так, чтобы люди могли его выполнить даже ночью, спросонья, я придумал шесть разных видов активности. Участники тренинга:

1. Смотрели видео, где тренировались замечать сам приём;

2. Письменно формулировали фразы приёма;

3. Обменивались фразами, выбирая самые удачные;

4. Отрабатывали в кругу, играя в «горячую картошку»;

5. Соревновались на скорость - кто больше фраз сможет вспомнить за минуту;

6. И, наконец, работали в парах в рамках деловой игры, где тренировали использование этого приёма в рабочих ситуациях.

В результате - все усваивали, все применяли с хорошим результатом. А главное - не было однообразия. Обучение проходило живо, энергично.

3. Создать текстовую версию сценария. Когда временной каркас заполнен (и что-то добавлено, что-то убрано), пора приниматься за написание сценария. Практика показала, что самый удобный вариант оформления сценария - это таблица из трёх колонок. Первая - название активности (мини-лекция, просмотр видео-фрагмента, работа в группах, общая игра, работа на сцене и пр.) и время, выделяемое на этот вид активности. Вторая колонка - это содержание (опорные тезисы лекций, инструкции к упражнениям, вопросы для обратной связи и т.п.). Третья колонка - это планируемый результат. Иногда пишут о целях (цель упражнения - создание рабочей атмосферы), но лучше писать в терминах результата (результат упражнения - создана рабочая атмосфера). Для удобства вы можете ориентироваться на те цели и результаты, которые прописаны в .

О результате нужно писать обязательно, особенно в начале тренерской карьеры. Это - серьёзная страховка для тренера. Если он затрудняется сформулировать результат , то участники тем более не поймут, зачем они это делали. Получится, что они чем-то занимались, а для чего - не ясно. Как правило, это вызывает недовольство и усложняет тренеру работу. Так что лучше не лениться, а добросовестно прописать все результаты.

Так же желательно записывать инструкции к упражнениям. Здесь тоже не стоит уповать на «как-нибудь выкручусь». Практика показывает, что если тренер не может записать, то участникам он объяснить не сможет тем более. Когда инструкция записана, гораздо лучше видны пробелы, логические дыры и непонятные места. В инструкции прописаны четко и подробно, у тех, кто опирается на них, вопросов и непоннятных моментов обычно не возникает.

Последнее, на что стоит обратить внимание при написании сценария - это его связность. Переходы от одного элемента тренинга к другому нужно обосновывать, для участников они должны быть предельно логичными (может быть, не предсказуемыми, но всё-таки логичными).

Например, участники сначала провели мозговой штурм, где собирали основные возражения клиента. Если посадить их сейчас отрабатывать эти возражения, это будет нелогично - ведь не было обучения приёмам работы с возражениями. Другое дело, если после мозгового штурма дать информацию по работе с возражениями, потом всем вместе разобрать, как с помощью рассказанных приёмов работать с записанными возражениями, и уже затем садиться в пары для отработки. Так будет стройно и логично.

Написание сценария тренинга - дело небыстрое. Часто это достаточно механическая работа, требующая большой внимательности и сосредоточенности. Не удивительно, что от неё хочется увильнуть.

Тем не менее, все (без исключений) обязательно прописывают сценарии к своим тренингам. Потому что это - залог качественно сделанной программы.

Думаю, имеет смысл перенимать лучший опыт. на этом сайте вам в помощь!

Павел Зыгмантович, тренер с 2001 года, коуч для тренеров,
специалист по созданию уникальных тренинговых программ.

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

  • Встречи уверенных людей

    Это упражнение позволяет участникам тренинга отработать умение уверенно общаться в любой ситуации, даже когда у них «что-то не так» (не так одет, не так причесан, не так себя чувствует). В процессе упражнения участники опытным путем понимают, что все барьеры, препятствующие общению, только в голове говорящего. Если вы «ОК», то внешние признаки для собеседника отходят на второй план. Поэтому, если убрать лишние мысли, ненужные жесты,— уверенность станет естественным состоянием.

    В упражнении есть некоторая доля вызова . Если некоторые участники чувствовали себя во время упражнения неуверенно,— они увидят проблему и их мотивация на изменение значительно повысится.

    В разработке описано проведение упражнения в рамках тренинга уверенности , для которого оно идеально подходит. Также упражнение удачно подходит для тренингов стрессоустойчивости, тренингов трудоустройства и тренингов знакомств .

  • Ролевая игра "Повышение-Увольнение"


    Отличное упражнение!
    Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей . В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

    Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру . и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

  • Упражнение-разминка "Столкни ладонями"

    Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах , так и в тренингах личностного роста .

    Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Сценарий тренингового занятия.

1. Тема «Выбор профессии ».

2. Цели :

Информирование участников о целях, задачах выбора профессии, ориентация в состоянии готовности к выбору дальнейшего обучения старшеклассников.

Возможность осознать значимость выбора профессии.

Заинтересовать в своевременном и точном профессиональном самоопределении старшеклассников.

Способствовать формированию у старшеклассников особенности осознанного выбора профессии.

3. Задачи:

Формировать навыки представления себя,

Определить ожидания участников тренингового занятия,

Помочь старшеклассникам определить мотив выбора профессии,

Проанализировать мотивы выбора профессии участников,

Направить старшеклассников на осознание промежуточных этапов и возможных путей доста­ вления своей профессиональной цели,

Определить уровень готовности к адекватному профессиональному выбору,

Помочь сделать представления о профессиях более реалистичными, показать, что любая профессия имеет сои плюсы и минусы,

Направить учащихся на то, что нужно делать, продолжать делать и что нужно прекратить делать для того, чтобы правильно и осознанно выбрать профессию?

4. Время , отводимое на данное занятие – 2 часа 40 минут

5. Участники – учащиеся 10 – 11 классов .

6. Сценарий :

Этап занятия

Время на каждый этап

Задачи на каждый этап

Методы, упражнения и т. д

комментарии

Вопросы для обсуждения

5 мин

Поставить в известность старшеклассников – участников тренинга о целях и задачах последующих занятий.

Установить доброжелательную и доверительную атмосферу, снять внутреннее напряжение участников, повысить эмоциональное состояние.

Вступление. Вводное слово ведущего . Приветствие.

Необходимо напомнить участникам какие блоки тренинга были проведены, что это тренинговое занятие – начало блока «Выбор профессии»

Ведущий делает сообщение о том, что выбор пути профессионального образования , профессии – серьёзный шаг к самостоятельной жизни. Сделать его очень нелегко. Есть разные преграды, которые затрудняют выбор: это и недостаток информации о возможностях профессионального образования, о мире профессий, и недостаток информации о своих способностях, интересах. Кто-то уже определился, кто-то не может отстоять свое решение перед родителями, кто-то ещё затрудняется с выбором.

Необходимо подчеркнуть, что на занятиях будут учиться делать свой собственный выбор. Что они узнают, что нужно учитывать, делая выбор, какие бывают ошибки, как планировать своё профессиональное будущее.

Метод события прошлого -

Метод обмена опытом, т. к. происходит групповое обсуждение, участники делятся переживаниями о выборе будущей профессии.

Занимаетесь ли вы углубленно каким - либо школьным предметом?

Беседовали с кем-нибудь о выборе профессии?

Обращались ли к кому-нибудь за консультацией?

Думали ли о возможном применении своих способностей, склонностей, талантов в профессиональной деятельности ?

Считаете ли себя готовым сделать выбор профессии (7)

10 мин

Развитие у учащихся навыков представления себя, самопрезентации.

Деловая игра «Самопрезентация» (4)

Ведущий делает акцент на умениях и навыках самопрезентации как фактора выбора профессии. Необходимо подчеркнуть, что умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести впечатление – это огромный плюс при достижении намеченной цели.

Ведущий: «Я являюсь директором фирмы, которая занимается ор­ганизацией отдыха богатых людей. У богатых свои причуды, они хотят провести отпуск экстремально, например, в плохо проходимых лесах в труднодоступных районах земного шара. Для их сопровождения мы набираем специалистов. Ваша за­дача- представить себя необходимым специалистом таким образом, чтобы вас взяли на работу. Богатые люди уже хорошо оплатили свой отдых, поэтому мы можем предложить хорошую зарплату сопровождающим. Сейчас у вас есть время подумать, в качестве какого спе­циалиста, вы можете предложить себя. Кто готов, выходите, представляйтесь».

Учащиеся предлагают самые разнообразные специальности: врач, инструктор, повар, фотограф, переводчик (если в группу туристов входят иностранцы) и т. д. Они очень бойко сообща­ют, какие учебные заведения закончили, какой опыт работы имеют.

Метод операционализации, т. к. эта игра одна из форм операциональных игра, где участник может обучаться новым умениям.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит групповая дискуссия, у участников есть возможность увидеть поставленную проблему.

Какими качествами должен обладать данный специалист?

Всегда надо быть серьёзным? Юмор и профессия совместимы? Почему?

Нужно ли чем-то (кем-то) жертвовать для того чтобы добиться большего? В каких случаях?

Рефлексия.

Какие впечатления у вас остались от игры?

Что понравилось – не понравилось?

20 мин

Сбор ожиданий участников от тренинга.

(2).

Необходимый материал:

1. Участники дают ответы на поставленные вопросы: Думают. Разговаривают. Читают разные объявления на столбах, а некоторые даже еще и дописывают кое-что в эти объявления. М ы сейчас будем делать похожие вещи.

2. Всех учащихся надо поделить на три группы (рассчитаться на первый-второй-третий).

В разных концах комнаты висят листы с надписями:

■ ЗНАТЬ;

■ УМЕТЬ;

■ ИСПЫТАТЬ.

3. Каждая группа займет место возле отдельного листа и записывает в него все то, что они ожидают от этого тренинга. «Знать» - какие новые знания хотят получить. «Уметь» - какие навыки желают освоить. «Испытать» - какой новый опыт, какие чувства хотят пережить. Использовать метод «мозгового штурма», не критиковать

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод группового решения проблем, т. к. участники приходят к общему мнению и видят поставленную проблему с разных сторон.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит совместное обсуждение и анализ событий в группе.

1.что делают люди, когда ждут автобуса на остановке?

2. Все согласны с надписями?

Что можно изменить или добавить?

20 мин

Помочь участникам найти формулировки цели их жизни.

Упражнение «Сочинение «Цель моей жизни». (2)

Участникам предстоит определить цель своей жизни.

Для этого проводится беседа по вопросам.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод символического самовыражения, т. к. работа направлена на проектирование и моделирование нового видения мира и себя.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. происходит совместное обсуждение работы.

Кому кажется, что он умеет формулировать цели?

Кто видит разницу между «мечтой» и «целью»?

Как узнаете, что цель достигнута?

Чем и сколько готовы заплатить?

Когда достигните того, что хотите?

Каковы будут организационные трудности и внутренние психологические опасности?

Какой воздвигните «памятник» своей победе?

Делаем письменный договор с самим собой.

Подвести участников к ответам на следующие вопросы:

Действительное ли это моя цель (а не родителей, друзей, родственников и т. д.)?

Является ли цель честной по отношению ко всем заинтересованным лицам (за свой счет)?

Приведёт ли меня ближе или уведет дальше от моей цели жизни (основных жизненных устремлений)?

Могу ли я сказать, что внутренне настроен и готов к тому, чтобы начать и завершить этот проект?

Могу ли представить себя реально достигающим и достигшим этой цели?

После обсуждения вопросов даётся время на написание сочинения.

Сделать акцент на том, чтобы участники писали о СВОЕЙ цели СВОЕЙ жизни, а не чужой.

Тяжело было писать сочинение?

После беседы и сочинения цель стала более ясно представляемой?

Помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Упражнение «Состязание мотивов» (5).

Инструкция участникам :

Наша задача - выбрать наиболее значимый для каждого из вас мотив выбора профессии, т. е. ту главную причину, по которой вы выбираете себе профессию. Для этого внимательно необходимо прочитать все мотивы,

(раздаётся лист со списком мотивов).

Список мотивов включает 16 фраз.

1. Возможность получить известность, прославиться.

2. Возможность продолжать семейные традиции.

3. Возможность продолжать учебу со своими товарищами.

4. Возможность служить людям.

5. Заработок.

6. Значение для экономики страны, общественное и государстве] гное значение профессии.

7. Легкость поступления на работу.

8. Перспективность работы.

9. Позволяет проявить свои способности.

10. Позволяет общаться с людьми.

11. Обогащает знаниями.

12. Разнообразная по содержанию работа.

13. Романтичность, благородство профессии.

14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.

15. Трудная, сложная профессия.

16. Чистая, легкая, спокойная работа.

Метод со «случающимися» событиями.

Метод концентрации присутствия, т. к. выбор мотива происходит в настоящую минуту, вопросы направлены на осознание значимых мотивов выбора профессии для подростка.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. далее проводится совместное обсуждение и анализ.

Итак, сначала надо выбрать предпочтительный мотив в каждой паре и записать номер «победителя». Далее сводится предпочтительный мотив из 8 – 4. Затем 4 мотива – ранжируются (главные мотивы выбора профессии).

Анализируются мотивы участников.

Какие мотивы выбора профессии оказались приоритетными?

Почему именно они оказались самыми главными?

Кто может попытаться доказать, что именно эти мотивы являются самыми важными в выборе профессии?

Формируется групповая статистика предпочтений на доске или ватмане.

Предлагается участникам посмотреть на свои «мотивы-победители» (первые три места) и по­пробовать найти 3-4 профессии, которые соответствуют набору мотивов. Записать эти профессии у себя.

Какие профессии наилучшим образом соответствуют вашему набору мотивов?

При обсуждении в парах вы всегда были согласны с решением друг друга?

Подходят мотивы выбора к профессиям или нет?

Почему?

20 мин

Осознание промежуточных этапов и возможных путей доста­ вления своей профессиональной цели.

Упражнение «Дорожная карта» (2).

Необходимый материал: готовый бланк «Дорожной карты» .

Инструкция участникам:

1. Посмотрите лист с «Дорожной картой».

2. Сформулируйте свою профессиональную цель. Например:

поступление в конкретное учебное заведение;

окончание конкретного учебного заведения и получение специ альности;

устройство на конкретное место работы;

конкретное профессиональное достижение, включая построение карьеры и получение наград, премий и прочего.

3. Запишите сверху на листе свою профессиональную цель (конеч ную остановку вашего пути).

4. Продумайте и запишите в свою «дорожную карту» промежуточ­ ные остановки.

5. Разделитесь на пары и расскажите партнеру о своем пути к про­ фессиональной цели. Попробуйте совместно разработать альтер­нативный (другой) путь к той же самой цели. Отразите этот дру­ гой путь на своей карте.

Метод группового решения проблем, т. к. достигается общая цель – увидеть поставленную проблему с разных сторон.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии, т. к. участники размышляют, осмысливают свои собственные действия.

Перечислите ваши конечные цели.

Что они вам «дадут» в жизни?

Кто может перечислить свои остановки на пути?

Сложные этапы продвижения на ваш взгляд или нет?

Сколько понадобится времени для достижения вашей цели?

Какие другие пути вы нашли для достижения вашей цели?

20 мин

Определение степени информированности школьников о мире профессий, уровня автономности и самостоятельности выбора, способности принимать решение, умение планировать будущее, эмоционального отношения к ситуации выбора профессии.

Определение уровня готовности к адекватному профессиональному выбору.

Методика «Готовность к выбору профессии» (3)

Беседа о готовности учащихся к выбору профессии.

Предлагается участникам тестирование по методике адаптированный. Методика включает 99 вопросов с дихотомической формой ответа (да, нет), предназначенной для учащихся 9-11 классов.

Опросник состоит из 5 шкал: «автономность», «информированность», «ориентация во времени» (планирование), «принятие решения», «эмоциональное отношение». После ответов, подсчитать количество совпавших ответов с ключом по каждой шкале. Зачитать краткую характеристику шкал.

Анализ полученных результатов.

Метод с конструируемыми событиями.

Метод группового решения проблем и Символическое самовыражение, т. к. происходит групповая дискуссия и нацеленность на проектирование и моделирование будущего.

Поднимите руки кто уже выбрал профессию?

Кто не выбрал, почему?

Что мешает вашему выбору?

30 мин

Осознание привлекательных и непривлекательных сторон любой профессии, возможности ошибок и их последствий; знакомство с правилами грамотного выбора профессии.

Игра «Оптимисты и скептики». (1)

Провести беседу об ошибках в выборе профессии. Что к неправильному выбору профессии могут привести две причины. Во-первых, искаженное представление о будущей профессии (незнание требований к человеку, превратные представления об условиях работы, оплаты труда и т. д.). Во-вторых, искаженное представление о своих возможностях (переоценка или недооценка своих способностей, навыков, особенностей и т. д.).

Главная задача – сделать эти представления более реалистичными.

Метод события прошлого – Метод обмена опытом.

Метод имитации, т. к. участники предъявляют свой опыт и участвуют в первоэлементе ролевой игры.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод операционализации, участники экспериментируют с различными стилями отношений.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Изменилось представление об этих профессиях? Почему?

Как вы понимаете «допустимое-недопустимое»?

(н-р: в общении с людьми, в приготовлении пищи, в пошиве делового костюма и т. п.)

А что значит «допустимое-недопустимое» в деле выбора профессии?

Какие ошибки, как вы думаете, может совершать абитуриент в выборе профессии?

Встречались ли вам взрослые, которые, на ваш взгляд, ошиблись в выборе профессии?

Как они живут и что чувствуют?

Каждая профессия имеет свои плюсы и минусы. Необходимо проанализировать некоторые профессии, записав в колонку «Оптимисты» положительные моменты, а в колонку «Скептики» - отрицательные, уточнив предварительно значение этих слов.

Для этого надо создать две команды: 1-я – «Оптимисты», 2-я – «Скептики».

Участникам команд предлагается назвать максимальное количество позитивных и негативных характеристик какой либо профессии.

Какое значение эта профессия имеет для общества?

Какой труд – автоматизированный, механический или ручной – в ней используется?

Назовите объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату.

Охарактеризуйте условия работы.

Предполагает ли эта профессия интенсивное общение с людьми?

Имеет ли она медицинские противопоказания?

Какими качествами должен обладать человек, выбравший эту профессию?

Где её можно получить?

Во время дискуссии можно сформулировать причины ошибок: предубеждение, «за компанию», идеализация, увлечение внешней стороной профессии, заблуждения на свой счет или на счет профессии.

Какие профессии вы считаете «престижными» и почему?

Как скажется переизбыток этих специалистов на рынке труда?

Какие последствия для карьеры будут, если выбираете профессию «за компанию»? (+, -)

Какие профессии пользуются популярностью в современных фильмах?

Как вы относитесь к этим профессиям?

Кто из вас хотел бы выбрать эту профессию?

Кому из вас она больше подходит?

Что особенно в ней вас првлекает?

Подвести итог упражнения, что этих ошибок можно избежать, если реально представить свои возможности, знать особенности нервной системы, памяти, внимания, мышления, уровень подготовленности, интересы и склонности. Дело это не простое, но возможное

Что нужно учитывать в выборе профессии?

Какие особенности нужно знать и помнить?

10 мин

Сбор информации для последующего действия участниками тренинга.

Упражнение «Автобусная остановка» (2).

Необходимый материал: три листа ватмана, фломастеры.

1. В конце занятия распределенные группы подходят к листам ватмана с надписями, расположенных в разных концах комнаты:

«НАЧАТЬ»,

«ПРОДОЛЖАТЬ»,

«ПРЕКРАТИТЬ».

2. Каждая группа займет место возле отдельного листа и записывает в него все то, что они должны делать после этого тренинга: «НАЧАТЬ», «ПРОДОЛЖАТЬ», «ПРЕКРАТИТЬ».

Использовать метод «мозгового штурма», не критиковать ничего, а просто записывать на листе.

3. Через некоторое время подаётся сигнал, и это значит, что «пришел автобус» и группам нужно ехать на другую остановку. Двигаться будут по часовой стрелке. Таким образом, каждая группа побывает возле каждого листа. Не нужно повторяться - прочитать, что было создано до, и написать что-нибудь новенькое.

4. Обсуждение.

Метод с конструируемыми событиями, которые не произошли в жизни.

Метод группового решения проблем.

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Вместо обсуждения достаточно просто прочитать то, что на­писали участники, задавая уточняющие вопросы на понимание.

§ Что нужно НАЧАТЬ делать нового сразу после тренинга?

Что нужно ПРОДОЛЖАТЬ делать после тренинга?

Что нужно ПРЕКРАТИТЬ делать?

5мин

Обсуждение.

Подведение итогов

Метод со «случающимися» событиями – Метод групповой рефлексии.

Какой из этапов был самым трудным?

Какой – самый легкий?

В чем заключается осознанность выбора профессии?

Какую роль сыграет самопрезентация в будущем?

Изменилось ваше отношение к выбору профессии?

5 мин

Закрепить полученные знания на занятии.

Домашнее задание:

Составить список профессий, которые требуются на рынке труда в районе, области, стране.

Если старшеклассники уже выбрали профессию, предложить подумать, соответствует ли она наиболее привлекательным для них характеристикам. Если нет – попробовать самим смоделировать её.

Литература:

1. . «Я и моя профессия». Москва. Генезис. 2004

2. Ю. Тюшев «Выбор профессии». СПб. Питер. 2007

3. . «Психологическое консультирование по профориентации». М. Владос-ПРЕСС. 2001

4. «Как стать успешным». СПб. Речь. 2007

5. http:// azps. ru/ training/41. html

Преподаватель МБОУ РМ УК профиля обучения

«Основы психологических и педагогических знаний»


СЦЕНАРИЙ ТРЕНИНГА.

Занятие 1.
Тема: "Я в моём мире".


Цели занятия:

  1. Знакомство в группе
  2. Введение участников в атмосферу тренинга
  3. Установление правил в группе
  4. Определение личных целей каждого участника.
  5. Осознание и принятие участниками себя как личности.

План занятия:


1. Знакомство (5-10 мин.).

Ведущий предлагает участникам тренинга назвать себя, сказать несколько слов о себе, свои ожидания от занятий, предложения по занятиям.


2. Принятие правил работы в группе (10 - 20 мин.)

  • искренность: "говори правду или молчи",
  • конфидециальность: не выносить за пределы группы любую информацию личного характера, которую они узнают о ком-то из участников в ходе работы,
  • безоценочное восприятие других участников группы,
  • поддержка других участников,
  • право высказываться каждому.

3. Упражнение "Лимоны".

Представить, что в каждой руке находятся лимоны.
Начать выжимать сок из них.
Выжав сок - выбросить их и взять новые. Так 3 раза.
Медленно расслабить руки и выбросить лимоны.


4. "Анализ себя" (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается сказать 2 -3 основные качества о себе, указать - что эти качества дают в жизни негативного, что - позитивного.


5. "Я в моём мире" (30 - 40 мин.).

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза и увидеть себя в своем мире.
- Какой он?
- Как участник воспринимает себя в своём мире?
- Что чувствует?
- Какие слышит звуки?
- Что он хочет, ожидает от этого мира?
Описать свой мир, начиная со слов: "Мой мир - это...".


6. Рисунок "Мой мир" (15-20 мин) - Обсуждение рисунков.


7. Ресурсная релаксация (5-15 мин.)

Занятие 2
Тема: "Принятие себя в новом качестве".


Цели занятия:

  1. Работа с Образом Я для повышения самооценки.
  2. Принятие себя.
  3. Повышение уверенности в себе.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Ведущий просит участников назвать ассоциации, которые вызывает сегодняшнее настроение.


2. Упражнение "Пружина".

Сложить руки таким образом, как ученик за партой.
Правую руку поставить на локоть и представить, что сжимается пружина, затем
резко пружина отстрельнула.
Повторить то же с другой рукой.


3. Анализ себя (20 - 30 мин.).

Участников просят разделить лист на три колонки. В первой колонке участники пишу! всё то новое, необычное, то, чего раньше не было или не замечалось ими, что они наблюдают в себе в состоянии беременности. Вторая колонка - какое чувство вызывает каждое из указанных состояний. Третья колонка - что позитивного дает в настоящий момент (и в будущем) каждое из перечисленных состояний.


4. "Сравнение - отличие" (15 -20 мин.)

Ведущий предлагает двум женщинам сесть рядом. Другим участникам необходимо найти между ними сходства и отличия.
Это упражнение хорошо проделать всем участникам.


5. Релаксация "Соединение образов" (20 - 25 мин.) Участники расслабляются и ведущий задаёт следующие темы:

  • увидеть себя в прошлом;
  • увидеть себя в будущем;
  • увидеть себя в настоящем;
  • соединить все эти образы в единое целое;
  • принять этот получившийся образ в себя.

6. Рисунок "Соединение образов" (20 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 3.
Тема: "Работа с Образом Я".


Цели занятия:

  1. Повышение самооценки, формирование целостного представления о своем Образе Я.
  2. Поиск внутренних ресурсов для преодоления трудностей.

План занятия:


1. Разминка (5- 10 мин.)

Сказать, что хорошего произошло за время, пока участники не виделись.


2. Упражнение "Черепашка".

Представить себя черепашкой, которая греется на солнышке.
Теперь черепашка услышала какие-то звуки и напрягла шею, посмотрела в разные стороны, затем черепашка успокоилась и расслабилась. Так 3 раза.


3. Упражнение "Я - мать" (30 - 35 мин.)

Участникам предлагается написать на листе бумаги ответы на следующие вопросы:

Когда родится мой ребенок, как изменюсь я?
- Когда родится мой ребёнок, как изменятся мои близкие (муж, мать, отец, братья, сестры и так далее)?
- Какие обязанности будут у меня по отношению к ребенку?

Какие обязанности будут у моего ребенка по отношению ко мне? Как вы представляете себе, что такое "хорошая мать"? Напишите качества, которыми она должна обладать?


4. Ресурсная релаксация (10-20 мин.).

Представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронута страхами и проблемами о будущем, пребывает она в полнейшем мире и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоторого Образа - язычка огонька, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей ряби поверхностью, или чего-нибудь еще. Преисполненная глубокой умиротворённости и радости, спокойствия и силы, она находится в полной безопасности. Она там - глубоко в вас. Представьте теперь, что этот огонёк, этот драгоценный камень, это озеро или то, что вы представили, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре вас, - это вы сами.
Представьте, что этот потайной центр всегда пребывает в вас, оставаясь спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства вам не пришлось пройти, и в любой момент вы можете вспоминать, что эта частица там. И много раз за день вы можете вспоминать об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворённости, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, вы будете ощущать спокойствие и расслабленность и одновременно уверенность и силу.


5. Обратная связь.

Занятие 4.
Тема: Анализ воспитания.


Цели занятия:

  1. Анализ жизненных сценариев и работа с ними.
  2. Обозначение своего личностного пространства для повышения чувства защищённости.

План занятия:


1. Разминка (5-10 мин.)

Участникам предлагают найти эмоционально адекватные образы:
"Раздражённый человек - это человек, который..." "Радующийся человек - это человек, который..." "Расслабленный, умиротворённый человек - это тот, кто..."


2. Упражнение "Надувная игрушка".

Представить себя надувной игрушкой - сдутой. Теперь эту игрушку начали надувать, надули туго- туго, затем она медленно сдулась.


3. Анализ воспитания (20 - 30 мин.)

Участникам предлагается ответить себе на следующие вопросы:
Как вас воспитывали родители?
Кто больше принимал участие в вашем воспитании, кто из родителей не уделял вам внимания?
Что дало вам в жизни родительское воспитание, отношение к вам?
Что, по вашему мнению, вам родители недодали?
В чём есть лишь ваша заслуга, что вы такая? - Были бы вы такой, если бы не определенное поведение ваших родителей?
Охарактеризуйте одним словом тип родительского воспитания, который применялся по отношению к вам. Обсуждение понятий "самостоятельность", "ответственность".


4. Релаксация "Личное пространство" (20 - 30 мин.)

Через минуту я попрошу всех в нашей группе закрыть глаза, и мы побываем в воображаемом фантастическом путешествии.
Теперь, я хотела бы, чтобы вы расположились как можно удобнее и закрыть глаза. Ощутите, как спина прикасается к спинке стула, как ноги стоят на полу. Почувствуйте свои пальцы. Почувствуйте свое дыхание, какое оно, ваше дыхание, послушаете его. Так же вы можете почувствовать биение вашего сердца, это ваше сердце, ваше состояние, это вы сами. Почувствуйте себя.
Когда вы закрываете глаза, возникает пространство, в котором вы находитесь. Это то, что я называю вашим личным пространством. Вы владеете таким пространством в этой комнате, в любом другом месте, где вы находитесь, но обычно не замечаете этого При закрытых глазах вы можете почувствовать это пространство - в нем находится ваше тело и воздух вокруг вас. Это приятное место, потому, что это только ваше пространство.
Итак, вы попали в свое пространство, оно только ваше. Всмотритесь в свой мир... Ни что он кажется похожим… Какой он?.. Какого он цвета?.. Рассмотрите хорошенько на все, что находится в вашем пространстве. Что там происходит?.. Походите там. Посмотрите все вокруг себя. Как вы чувствуете себя в этом вашем мире. Чувствуете ли вы себя хорошо или не очень?.. Чувствуете ли вы себя свободно или нет?... Насколько вам уютно?..
А теперь, когда вы хорошенько огляделись, все рассмотрели и почувствовали все, что с вами происходит, тихонько выгляните из вашего пространства. .. Что вокруг него, в том мире. который вне вашего пространства?... Что там, за вашим пространством?... Что вы видите?.. Какой он, тот мир. который окружает ваше пространство?.. Может быть там кто-то находится, или никого нет. Какие предметы вас окружают, или может там пусто?.. Что вы чувствуете?.. Как тот мир относится к вам, когда вы находитесь в своем пространстве?.. Тепло там или холодно, светло или темно, радостно или грустно?.. Что там происходит, в том мире, который вне вашего пространства?..
И когда вы все хорошо разглядели, окажитесь снова только в своем, уже знакомом вам, пространстве...
Представьте, сколько места занимает ваше личное пространство в том мире, который вокруг вас?..
Через минуту, после того, как вы всё это представите, вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей общей комнате. Когда вы откроете глаза, я хотела бы, чтобы вы взяли бумагу, краски и нарисовали то место, в котором вы были, ваше место и мир вокруг него. Пожалуйста, не разговаривайте, пока будете рисовать. А если надо что-то сказать - говорите шепотом. Нарисуйте место, которое вы представили себе. Если вам захочется, вы можете отразить ваши чувства по отношению к этому месту, используя цвет, различные формы, линии. Определите, где вам лучше изобразить себя в этом месте?.. Как только почувствуете, что готовы, можете начинать.


5. Рисунок "Личное пространство" (25 - 30 мин.) Обсуждение рисунков


6. Обратная связь.

Занятие 5.
Тема: Анализ воспитания (продолжение).


Цели занятия:

  1. Осознание различных типов и методов воспитания.
  2. Принятие ребенка в себе.
  3. Определение и проработка некоторых внутренних конфликтов.

План занятия:


1. Разминка "Сравнение по цепочке" (5-10 мин. Участникам предлагается найти сравнение):

"Проходивший поезд громыхал как..."
"Налетевший ветер выл как..."
"Гладь озера сияла в лунную ночь как..."


2. Упражнение "Снежная баба"

Представить себя Снежной бабой, которую слепили в морозный день. Пришла весна, пригрело солнышко и Снежная баба начала таять и растаяла, стала ручейком.


3. "Типы воспитания" (20 - 25 мин.)

Ведущий предлагает взять за основу следующие типы воспитания: демократичный, дружеский, предоставляющий полную самостоятельность, строгий, требовательный, опекающий.

Участникам предлагается написать на листочках какого бы типа воспитания они придерживались и закончить следующие фразы:
"Я предпочитаю стиль воспитания..."
" Это позволит стать моему ребенку..."
"Это значит, что по отношению к ребенку я буду вести себя -.."

Далее участники сворачивают листочки и складывают их в "шапку", где листочки перемешиваются. Затем участники вытягивают листочки - необходимо доказать написанные утверждения как если бы они были от своего имени. Другие могут не соглашаться, задавать вопросы, высказывать своё мнение по этому поводу.


4. Релаксация "Внутренний ребенок" (20 - 25 мин.)


5. Рисунок на метафору (30 - 35 мин.) Обсуждение рисунка

Занятие 6.
Тема: "Установки".


Цели занятия:

  1. Повышение психологической готовности к будущему материнству.
  2. Анализ установок.
  3. Осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребёнку.

План занятия:


1. Разминка "Сегодняшнее состояние" (5-10 мин.)

Участникам предлагается закончить фразу: "Моё сегодняшнее состояние можно сравнить с..."



3. Анализ родительских установок (15-25 мин.)

Ведущий рассказывает участникам о том, что в каждой семье есть крылатые выражения, которыми пользуются взрослые члены семьи. Называются такие фразы "установками". Установка - это готовность, предрасположенность человека к восприятию будущих событий и к действиям в определённом направлении, она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности. Установки часто переходят из поколения в поколение и имеют весьма важное функциональное значение. Есть установки, помогающие в решении определённых жизненных задач, но есть и те, которые действуют негативно. Пример установки: "Мы бедные, но гордые".

Участников просят вспомнить и рассказать:

  • Какие установки от родителей, бабушек, дедушек они получили?
  • Что в жизни дали эти установки?
  • Чем в будущем эти установки могут помочь или помешать в жизни?
  • Какие установки хотели бы передать детям, как дети могли бы их понять, что они могли бы дать им в жизни?

4. Анализ семейного воспитания (25 - 30 мин.)

Ведущий предлагает следующие вопросы для обсуждения:

  • Какими бы вы хотели видеть своих детей?
  • Какие основные качества, как вы считаете, вам хотелось бы в них воспитать?

Как этого можно достичь, методы.
В чем состоят мои обязанности по отношению к ребёнку?
Какими правами вы обладаете?
На ваш взгляд, какие качества хотел бы воспитать в ребенке ваш муж?
Какими бы методами он добивался этого?


5. Релаксация "Выбор" (15-25 мин.)

Участники садятся удобнее, расслабляются, ведущий предлагает представить дом, войти в него. Увидеть 3 двери. Какую дверь откроете? Что дальше? Что за дверью?


6. Рисунок "Выбор" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков.


7. Обратная связь.


Домашнее задание для мужа: Написать, каким он хочет воспитать ребенка, какие методы нужны для этого.


Занятие 7.
Тема: "Опыт трёх поколений".


Цели занятия:

  1. Осознание мотивов и способов действия обоих родителей для определения единого стиля воспитания ребёнка с целью лучшей адаптации к новым объектным отношениям в семье.
  2. Осознание и проработка отношений "трёх поколений" для улучшения психологического климата в семье.

План занятия:


1. Разминка "Ошибки восприятия" (5 - 10 мин.)

Ведущий задаёт ситуации, а участники перечисляют возможные ошибки в восприятии предмета.
"На столе лежит шапка, при плохом освещении её принимают за..."
"Куст сирени в темноте можно принять за..."
"Пену морского прибоя можно принять за..."


2.Упражнение "Энергия звука".


3. Определение единого стиля воспитания (20 - 25 мин.)

Обсуждение домашнего задания. Участники зачитывают выполненное мужем домашнее задание. Обсуждение - насколько точка зрения мужа на воспитание детей совпадает с точкой зрения участника занятия.


4. "Опыт трёх поколений" (20 - 25 мин.)

Участникам предлагаются следующие вопросы для обсуждения:
Что бы вам хотелось взять в качестве опыта из того, как вас воспитывали ваши родители?
Что бы не хотелось перенимать из отрицательного опыта?
- Какое влияние могут оказывать ваши родители и родители мужа на воспитание ребенка? Что с этим делать? Как этого можно реально избежать? Что для этого предпринять? Есть ли какие-то компромиссы?


5. Релаксация "Старец в пещере" (15-20 мин.)

Вы замечаете, какой свежестью веет с моря и чайку, кружащуюся высоко в небе... Воздух наполнен необычайным ароматом простора и свободы... И вы видите, что перед вами пещера. Вы входите в нее. Гулко раздаются шаги в пустой пещере... Вы оглядываетесь... Вокруг никого, вы один... Посредине пещеры вы видите небольшой, теплый, уютный очаг костра... И может вам захотелось присесть к нему и погреться около него и подумать о чем- то своем... Ивы чувствуете, что вы не один и вам от этого хорошо... Возле вас кто- то, кто понимает вас, защищает вас... Прохладный воздух струится вокруг вас... и вы чувствуете незримое пока еще чье- то присутствие... Вы начинаете вглядываться в темноту, чтобы понять - кто рядом с вами... Вы хотите увидеть и услышать его.. Вы замечаете, что чья- то тень мелькнула у входа и пещеру... Вы вглядываетесь в темноту другой стороны пещеры и замечаете Старца… Он внимательно смотрит на вас, спокойно и мудро... И вы смотрите друг другу в глаза, и у вас начинается разговор... Вы понимаете, что сейчас у вас есть возможность получить ответ на самый важный и сокровенный вопрос в вашей жизни... Задайте сейчас Старцу вопрос, на который вы хотели бы получить ответ... и выслушайте, что он скажет... Вы слышите, что Старей разрешает вам задать еще один вопрос... И снова на него прозвучит ответ... Услышьте его... А теперь, посидите, подумайте и сформулируйте свой последний вопрос, который вы зададите Старцу...
Когда ответы на все вопросы получены, вы можете поблагодарить Старца за его мудрость, теплоту, защиту, а может за что-нибудь еще... Попрощайтесь с ним и отпустите его... Его присутствие, его тепло, его мудрость вы теперь будете ощущать в себе всегда...
Выйдите из пещеры, ощутите, как теплый ветер ласкает ваше тело, гладит по лицу своим легким крылом и солнце ласково обволакивает вас. Вы можете пройти по берегу и войти в море... Вы можете ощутить, как его живительные силы вливаются в вас, и ветер дает вам уверенность и волны смывают все разочарования и обиды, и придают вам легкость... И солнце отдает вам частичку жизненных сил и заряд неистощимой энергии и тепла... Вода очищает вас от всего наносного и чуждого вам, вашей личности, вашей сути... Ощутите радость свободы, легкости и силы, с которой море подхватывает вас и качает на своих волнах...
И пусть, когда через минуту вы откроете глаза и снова окажитесь в нашей комнате, это ощущение покоя, радости, свободы, уверенности, силы останется с вами. И вы будете ощущать в себе все, что получили, ощущая свободу, легкость и свежесть...
Когда вы будете готовы, можете открыть глаза.


6. Рисунок на метафору (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков


7. Обратная связь.

Занятие 8.
Тема: Ребёнок первого года жизни.


Цель занятия:

Рассмотреть основные психологические аспекты воспитания и общения с ребенком на ранних стадиях его развития с точки зрения некоторых психосоциальных стадий Эриксона.


План занятия:


1. Разминка "Предмет в детской игре" (5-10 мин)

Участникам предлагается перечислить то, как можно использовать в детской следующие предметы: пучок травы, камешки, пакет из-под молока, сухие ветки.


2. Упражнение "Энергия звука"

Пропеть пословицы таким образом: первый участник начинает низким голосом одно слово из пословицы, каждый последующий повышает голос на пол тона. Затем - наоборот.


3. "Формирование базовых навыков" (20 - 25 мин.)

I год жизни -- формирование доверия или уверенности; младенец воспринимает мир как безопасный. людей - заботливыми и надежными, осознает свое место в зависимости от качества получаемой им материнской заботы, то есть постоянства, тождества, адекватности переживаний. Мы это наблюдаем, когда малыш переносит отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги. В ином случае, причиной кризиса будет ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею младенца. Появится страх, опасение за свое благополучие, подозрительность.

Ведущий предлагает участникам обсудить вопросы:

  • Как, с их точки зрения, у ребенка формируется доверие к миру, а как - недоверие? Что такое доверие?
  • Кому может доверять сам участник тренинга, почему?
  • Кто может помочь в формировании доверия?
  • Что для этого нужно делать, как себя вести, какие методы использовать?

Самостоятельность, добровольность, упрямство- Все эти качества формируются на 2 - 3 году жизни. 3 года - кризис "Я сам". Зависит от готовности родителей постепенно представлять детям свободу самим осуществлять контроль за своими действиями.
Как формировать самостоятельность в этом возрасте? Какое поведение родителя приведет к тому, что ребёнок будет упрямым?


4. Релаксация "Путешествие в неизвестность" (15 - 30 мин.)

Ведущий предлагает участникам образ "Водное пространство". Нужно представить любое водное пространство. Описать, что это, какое оно, где находится он сам, что чувствует, какие звуки слышит? Это пространство необходимо перейти, преодолеть каким-то образом. Как участник будет преодолевать это водное пространство? Затем отметить, с чем участник встретится, когда преодолеет это пространство?


5. Рисунок "Путешествие в неизвестность" (25 - 35 мин.)

Обсуждение рисунков Домашнее задание: Нарисовать герб семьи совместно со всеми членами семьи.


6. Обратная связь.


Занятие 9.
Тема: "Ребёнок - отдельная личность".


Цели занятия:

  1. Расширение границ восприятия будущего ребёнка как отдельной личности,
  2. Осознание важности поддерживающего отношения к ребенку в общении с ним.
  • Осознание своего жизненного сценария.
  • Осознание и вербализация тенденций изменения в себе
  • План занятия:


    1. Разминка "Свеча по кругу". (5-10 мин.)

    Ведущий предлагает участникам тренинга пустить по Кругу воображаемую свечу. Каждый берёт ей в руки, думает о чём-то важном для себя и бережно, чтобы не потухла, передаёт другому.


    2. Упражнение "Аутотренинг"


    3. Упражнение "Сказка о себе" (25 - 30)

    Ведущий предлагает вспомнить любую сказку, которая нравится участникам или которую просто вспомнили сейчас. Назвать эту сказку. Для обсуждения предлагаются следующие вопросы:

    • Кем бы вы были в этой сказке?
    • Какие роли и кому из своих близких вы дали бы в этой сказке?
    • Можно дополнить сказку персонажами по своему усмотрению.
    • Как бы вы изменили эту сказку, каких бы героев вы еще добавили?
    • Гостев А.А. Дорога из Зазеркалья: психология развития образной сферы человека,- М.: Институт психологии РАН, 1998.
    • Лабиринты психологии /Под ред. Трушковой С.В..- М.: Издат. Отдел УНЦ ДО Ml oУ, 1996.
    • Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребёнка.- М.: Независимая фирма "Класс", 1996.
    • Паранхо К. Гештальт - терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма.- Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995.
    • Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения.- М.: "Смысл", 1993.
    • Пайяз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. Пер. с английского Е.И. Замфир под ред. Проф. М.М. Решетникова. СПб.: совместное издание Восточно- Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997.
    • Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Издательский дом "БАХРАХ", 1998.
    • Рыжков В.Д. Практическая психология женских кризисов.- СПб.: Лань, 1998.
    • Сарган Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей.- М.: "ГЦ "Сфера", 1998.
    • Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании.- М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
    • Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: "Прогресс", 1987.
    • Хрестоматия по телесно- ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор- составитель В.Ю. Баскаков. 2-е изд. М.: "Смысл", 1997.
    • Юнг К.Г., фон Франц М.- Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы/ Под общ. Редакцией С.Н. Сидоренко.- М.: "Серебряные нити", 1997.
    • Caplan G. Concept of Mental Health and Concultation. Waschington, DC: US Children Burtau. 1959.- An Approach to Community Mental Health. London, Tavistock. 1961.
    • Erikson E.H. Identity and the Life Cycle. Issues, Monogr 1. New York: International Universities Press, 1959.
    • Pines D. The relevance of early psychic development to pregnancy and abortion. Int. J. Psycho-Anal, 1982.
    • Rapoport. R. Normal crises: Family struture and mental health. Family Process 2, 1963.
    • Ringler М. / Wien. Med. Wschr. - V.4 8.
    • Uddenberg N., Nillsson L/ Acta psychiat. Scand., 1975, V 52, 3.
    • Young I. М. Pregnant embodiment: Subjectivity and alienation/ Synthesis philos.-Xagreb, 1995.- V. 10, fasc. 1-2.

    Глава 3.1 Практическая психология тренинга как искусство

    Сценарии тренинговых занятий

    Когда некоторые специалисты-практики говорят о том, что можно создать замечательный сценарий занятия, который может транслироваться и работать – то есть быть эффективным независимо от особенностей личности ведущего и специфики группы, это вызывает, мягко говоря, недоумение. В общем-то в нашей жизни и тем паче в психологической практике все бывает – "На свете много есть такого, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!", но все-таки: если бы созданный неким специалистом один раз, апробированный на ряде групп сценарий затем был бы "запущен в серийное производство", использовался бы "под копирку" апологетами и, невзирая на погодные условия, обеспечивал бы всякий раз высшую степень эффективности – то все! Можно умывать руки и закрывать все исследовательские психологические институты. А заодно и педагогические вузы.

    Были бы разом решены все глобальные методологические, методические, практические проблемы психологии и педагогики. Потому как – вот она, волшебная палочка, универсальный инструмент "исправления" и "выращивания" гармоничной личности. Бери и пользуйся! И пойдут стройными рядами актуализированные субъекты саморазвития. Правда, из инкубатора...

    Вспоминается чья-то шутка об одном амбициозном поэте: "Написал пять стихотворений о любви – закрыл тему".

    Можно, конечно, помечтать: вот гениальный педагог-новатор подробнейшим образом описывает свои уроки и даже демонстрирует их по телевизору – сотни тысяч менее талантливых учителей но всей стране тут же воспроизводят эти уроки с точностью до запятой и результат: в миллионах ленивых и туго соображающих учащихся вдруг вспыхивает неуемный огонь познания, и они личностно растут прямо на глазах. Тут и там, как грибы, множатся одаренности. Пара лет – и создана новая формация людей, готовых в принципе жить хоть при коммунизме.

    Развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий тренинга для педагогов «Познай себя»


    Место проведения: психологический кабинет.

    Продолжительность тренинга: 60 минут.

    Цель: развивать умение вступать в контакт с самим собой, вставать в позицию независимого наблюдателя по отношению к самому себе, формировать позитивное принятие себя. Ознакомление с техниками самоуправления и саморегуляции эмоциональных состояний с целью предупреждения и преодоления возможных последствий психического перенапряжения, поддержания оптимального уровня психических состояний в условиях профессиональной деятельности.

    Расположение участников: педагоги садятся за стулья, расположенные полукругом

    Содержание

    1. Медитативное упражнение

    Инструкция. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и медленный выдох. Помолчите несколько мгновений. Возьмитесь все за руки. Почувствуйте энергию, исходящую от руки соседа. Подумайте о том, что стремление всего коллектива совпадают с мечтами каждого из вас. Каждая из женщин стремится к здоровью и благополучию. Все ждут любви и стараются реализовать свой творческий потенциал. Сегодня мы будем усваивать новые позитивные идеи, которые могут улучшить нашу жизнь. Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! Повторите! Все хорошо, мы спокойны, мы в безопасности, все хорошо в нашем мире! 1-2-3 откройте глаза.

    2. Упражнение "Позитивные установки"

    Ответьте на вопрос: "Вы любите себя? Почему вы любите или не любите себя? Что мешает вам, любить себя?" (ответы педагогов).

    Чтобы быть счастливой, чтобы у вас всегда были хорошие отношения на работе, со всеми окружающими вас людьми, вы должны научиться любить себя.

    Если вы не любите себя, вы не можете наслаждаться положительными взаимоотношениями. Вы думаете, любовь к самому себе – это тщеславие и самовлюбленность. Однако эти качества не имеют ни малейшего отношения к любви. Тщеславие и чванство – следствие недостатка самоуважения. Если вы, например, зациклены на своей внешности, то чувствуете себя не уверенно и пытаетесь сделать себя более приемлемыми для окружающих.

    Но наше достоинство не вытекает из физической красоты: оно основано на том, насколько мы любим себя. Если вы не любите себя, то не можете любить и других. Любовь к себе всегда помогает оставаться спокойными и уверенными в себе и налаживать прекрасные отношения в коллективе. Вы должны любить себя, такими, какие вы есть, и знать, что вы достойны любви.

    3. Работа с зеркалом

    Давайте сейчас поработаем с зеркалом. Возьмите зеркало, посмотрите с любовью, глядя в глаза своему отражению, и скажите: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя, я в самом деле люблю тебя". Полюбуйтесь на себя? Посмотрите, как вы прекрасны? Занимайтесь этим каждое утро, говорите себе: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Повторите 3 раза: "Я люблю тебя. Что я могу сделать для тебя сегодня, чтобы быть счастливой". Затем прислушайтесь к своим внутренним потребностям. Это может быть что-то незначительное, но прислушиваясь, вы начнете доверять себе, и скоро обнаружите, что вам легче доверять и остальным.

    Если у вас появляются неприятные ощущения, подойдите к зеркалу и скажите себе ласковые слова, напомните себе: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Повторите 3 раза: "Все в порядке, я по-прежнему люблю тебя". Подождите когда уйдут плохие мысли, они уничтожаются вашим желанием любить себя. Помните, что любовь к себе намного важнее любого переживания: эмоции стихнут, а ваша любовь останется неизменной.

    Если происходит что-то восхитительное, подойдите к зеркалу и скажите: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Повторите 3 раза: "Спасибо. У меня все замечательно, все хорошо". Признайте, что вы - причина всего хорошего в вашей жизни. Чем больше вы уважаете себя, тем чаще у вас будет повод для уважения.

    Чаще говорите себе:

    "Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь! Повторите. Я заслуживаю жизнь - хорошую жизнь!
    Я заслуживаю любовь, много любви! Повторите. Я заслуживаю любовь, много любви!
    Я заслуживаю жизни комфортной и богатой! Повторите. Я заслуживаю жизни комфортной и богатой!
    Я заслуживаю радость и счастье! Повторите. Я заслуживаю радость и счастье!
    Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать! Повторите. Я достоин свободы – быть всем, кем я могу стать!
    Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни! Повторите. Я заслуживаю всего самого хорошего в жизни!
    Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её. Повторите. Я принимаю эту насыщенную жизнь с радостью, удовольствием и благодарностью, потому что я достоин её.
    Я особенная и неповторимая. Я люблю себя. Повторите. Я особенная и неповторимая. Я люблю себя".

    Расскажите, что вы чувствовали глядя на себя?

    В процессе обсуждения участникам предлагается сообщить о своих впечатлениях и трудностях.

    4. Психологическая зарядка
    Зарядки помогут педагогам овладеть приемами релаксации, способствуют повышению энергетического потенциала.
    Каждое упражнение повторяется от 3 до 6 раз.

    1. 1.Поглаживая себя левой рукой по затылку, повторить: "Я одобряю себя".
    2. Ноги на ширине плеч, вращая головой по часовой стрелке, повторить: "Я думаю о хорошем".
    3. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, делать наклоны туловищем вправо – влево, повторить: "Каждый день чудесен".
    4. Принять позу цапли: руки в стороны, подняв ногу, согнутую в колене, повторить: "Я – королева" (правая нога – левая нога).
    5. Ноги на ширине плеч, делая круговые движения руками, повторить: "Мои мечты сбываются".
    6. Лопатки сведены, приседая и выпрямляясь, повторить: "Я решаю любые проблемы".
    7. Массируя мочки ушей, зажмуривая по переменно левый и правый глаз, повторить: "Будущее прекрасно".
    8. Правой рукой, поглаживая левый локоть, повторить: "Я любима, любима" (затем левой рукой - правый локоть).
    9. Перекатываясь с носка на пятку, повторить: "Мне всё удаётся".
    10. Ноги на ширине плеч, лопатки сведены, попеременно напрягая и расслабляя ягодицы, повторить: "Я спокойна".

    Скажите, что вы ощущали при выполнении упражнений?
    В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при выполнении упражнений.

    5. Упражнение "Какая Я?"

    Это упражнение позволит определить отношение к самому себе.
    - Даю вам 4 минуты, чтобы составить наиболее полный перечень своих достоинств. У кого получится больше всех?
    После составления предложить собрать их в подготовленную коробку. Ведущий перемешивает листочки и зачитывает их в случайном порядке.

    6. Упражнение "Кто это?"
    - Я зачитаю достоинство кого-то из педагогов, а вы отгадайте кто это?
    Затем отметить, кто самый очаровательный, привлекательный, счастливый, уверенный в себе человек, кто любить себя, и принимает себя позитивно, таким какой он есть (у кого больше всего достоинств).
    - Любовь к самим себе – это та сила, что исцеляет нас. Любите себя как можно сильнее и отдавайте любовь другим.

    Научившись любить себя, мы становимся сильными. Наша любовь к себе поднимает нас с уровня жертв до уровня победителей. Наша любовь к себе привлекает к нам чудесный жизненный опыт. Люди, хорошо чувствующие себя, естественно привлекательны, потому что обладают замечательнейшей аурой. Они всегда побеждают в Жизни. Мы можем захотеть полюбить себя. Мы тоже можем быть победителями. Мы созданы быть победителями.
    Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику возможность высказаться, приятно ли им было писать о своих достоинствах, были ли затруднения определить эти достоинства.

    7. Игра "Луноход"
    Описание процедуры. Упражнение выполняется в круге. Ведущий встает на четвереньки! И ничего не объясняя участникам начинает медленно и сосредоточенно двигаться по внутренней части круга от участника к участнику. Поравнявшись с коленями первого из сидящих членов группы, ведущий медленно поворачивает к нему голову, внимательно и по возможности серьезно смотрит ему в глаза и говорит веско и внушительно: "Я – Луноход – 1". Затем, опять устремив взгляд в ближайшую точку перед собой, тем же способом двигается к следующему участнику, где повторяет эти слова. Как только кто-то из участников не удержался и засмеялся, ведущий поворачивается к нему и произносит: "Слышу вас – Луноход – 2, вставайте сзади меня и продолжим движение. Это приказ. Как поняли Луноход – 2". Теперь уже два лунохода медленно двигаются по кругу. Каждый из них сообщает всем, мимо кого проходит, что он Луноход с соответствующим номером. Следующий рассмеявшийся участник становиться Луноходом – 3 и т.д. пока вся группа не оказывается на четвереньках.

    В заключение ведущий объявляет, что мы побывали в космическом пространстве и предлагает посмеяться.

    8. Медитативно - релаксационное упражнение "Радость любви"
    На фоне музыкального сопровождения Ф. Шопена "Ноктюрн" произносятся формулы внушения позитивного отношения к себе, к миру (запись на аудиокассете).
    В процессе обсуждения предложить участникам возможность описать их ощущения при прослушивании формул внушения.

    9. Упражнение "Аутотренинг"
    - Сегодня еще один совершенный день на Земле. Мы проживем его с радостью. Повторяйте за мной.
    Я живу в любви и гармонии со всеми…
    Я люблю себя… я люблю жизнь… я в гармонии с жизнью…
    Я излучаю созданную мной гармонию на всех тех, с кем соприкасаюсь….
    Я несу спокойствие… я несу любовь в свой мир…
    Мне спокойно… мне хорошо в нашем мире…
    Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

    Во время обсуждения необходимо дать каждому участнику обменяться впечатлениями, высказаться о своих ощущениях, оценить эффективность проведенного тренинга.